arrow-grey_0USD78,5941 руб. 0.00
arrow-greenEUR91,5047 руб.+1.00
arrow-grey_0CNY11,0790 руб. 0.00
Wingspire выделила более 130 миллионов долларов компаниям, поддерживаемым частным капиталом
44 0
United Rentals объявляет о размещении облигаций и планирует выкупить старое предложение
36 0
Volvo CE расширяет присутствие в Европе
41 0
Titan Machinery теряет 28,5 % товарных запасов
46 0
Партнерство является ключом к потенциальному восстановлению рынка грузовых автомобилей в 2026 году.
50 0
Запасы бывших в употреблении строительной техники уменьшаются в преддверии чистки в конце года
63 0
Toro, партнер Synchrony по кредитным картам для розничного оборудования
71 0
Банк Кремниевой долины предоставляет кредит для роста технологическому поставщику Lumafield
85 0
Beequip Equipment Finance завершает оформление ABS на 576 миллионов долларов
85 0
Цены на среднетоннажные грузовики снова падают, несмотря на стабильность тяжелых грузовых автомобилей
87 0
Доверие кредиторов оборудования стабильно на фоне оптимизма процентных ставок
94 0
Prime Equipment Finance, партнер Acquis по защите активов
115 0
North Mill Equipment Finance привлекла 30 миллионов долларов США через корпоративные облигации
91 0
Подкаст: Рынок специализированного финансирования переживает циклическую коррекцию
100 0
Кредиторы грузовых автомобилей "гарантируют неправильные вещи", говорит аналитик
94 0
США объявят о плане помощи фермерам в начале декабря, говорит Роллинз
133 0
Big Rentals привлекает начальное финансирование в размере 2,8 миллиона долларов
150 0
ElmBlue Equipment Finance получает кредитную линию Wells Fargo на сумму 125 миллионов долларов США
113 0
Больше новостей
» » Как в Украине будет работать транзит газа из РФ в ЕС по европейским правилам

Как в Украине будет работать транзит газа из РФ в ЕС по европейским правилам

Как в Украине будет работать транзит газа из РФ в ЕС по европейским правилам

Со следующего года Украина готова транспортировать российский газ в ЕС только по европейским правилам. Долгое время Москва хотела работать по старой схеме, но в сентябре на газовых переговорах в Брюсселе в конце концов согласилась на европейские нормы. Киев хочет ввести европейское законодательство еще до конца года. DW объясняет, что именно означает транзит газа по правилам ЕС.

Третий энергопакет против монополий

Рынок природного газа по своей природе тяготеет к монополии. Причина в том, что есть только одна сеть газопроводов, которой газ транспортируют. И кто эту газотранспортную систему контролирует, имеет монополию, ведь может решать, какому поставщику давать доступ к сети и на каких условиях.

Председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев скоро должен будет отдать управление ГТУ Украины новом оператору

В постсоветских странах и добычи, и продажа, и транспортировка газа в итоге оказались сосредоточенными в одних руках государственных компаний - "Нафтогаза" в Украине или "Газпрома" в России. Между ними и действует нынешний контракт на транзит газа, который был подписан в 2009 году. Его подписанию предшествовала так называемая "газовая война" между Украиной и Россией, когда того же 2009 года поставки голубого топлива было прекращено не только в Украине, но и по территории Украины в ЕС.

Такое противостояние, последствия которого ощутили на себе и страны ЕС, побудило Евросоюз, который выступает против любых монополий на газовом рынке, принять Третий энергопакет, Цель этого набора директив и постановлений заключается в дальнейшей либерализации энергетического и газового рынка, а также в усилении прав потребителей. В частности, не допускается сосредоточение в одних руках транспортных сетей, производства энергоносителей и их сбыта потребителям. Речь идет о так называемом "анбандлинг".

Отдельный оператор газотранспортной системы

На практике это выглядит так, что для управления сетью газопроводов создают отдельного оператора. Такой оператор газотранспортной системы, или TSO, должно быть полностью независимым от предприятий, газ добывают или продают. И даже если и оператор, и газовые компании принадлежат одному владельцу, например государстве, то Третий энергопакет выдвигает ряд предохранителей, которые должны гарантировать самостоятельность менеджмента TSO.

В Украине это будет выглядеть так. "Нафтогаз" находится под управлением украинского правительства в целом. Зато оператор ГТС, после его отделения, будет под управлением исключительно министерства финансов. Для обеспечения независимости в законе Украины об отделении деятельности по транспортировке газа , Который вступил в силу 17 ноября, прописали, что ни правительство, ни премьер не могут контролировать, координировать назначать руководство оператора. Более того, закон запрещает любому, в том числе и премьеру, вмешиваться в том, как министерство финансов управляет корпоративными правами TSO.

Назначение нового правительства в Украине разблокировало процесс анбандлингу. На фото министр энергетики Алексей Оржель

Анбандлинг в момент

Выделение из структуры "Нафтогаза" оператора ГТС было предусмотрено еще законом о рынке природного газа от 2015 года. Впрочем, длительное время анбандлинг был заблокирован. Завершить его Украина не могла, поскольку транзитный контракт, который действует до конца 2019 года, не предусматривает другого оператора ГТС, кроме "Нафтогаза". И "Газпром" не соглашался это менять.

Но Украина и не подготовила анбандлинг - через внутренние споры в руководстве страны по модели. Процесс сдвинулся с места только после смены власти и назначения нового правительства в Украине. Уже в сентябре Кабмин принял решение о модели анбандлингу.

Она заключается в том, что сейчас в структуре "Нафтогаза" создано ООО "Оператор газотранспортной системы Украины" (ОГТСУ), которое и выполняет функции TSO. С 1 января, после прекращения действующего контракта на транзит, ОГТСУ продадут предприятию "Магистральные газопроводы Украины", которое также является государственным и были переведены под контроль Минфина. Цена продажи будет динамичной, с рассрочкой на 15 лет. Она будет зависеть прежде всего от будущего транзита газа через Украину, ведь если он будет продолжаться в больших объемах, то именно он будет главной статьей доходов ОГТСУ. В то же время с 1 января государство, останется владельцем ГТС Украины, передаст эту систему в управление ОГТСУ на праве хозяйственного ведения.

Газ, шантаж и неизбежность: подготовка к переговорам в Брюсселе

Бронирование "Газпромом" мощностей в украинской ГТС на краткосрочный период через аукцион возможны, но только на основе контракта. Киев готовится к газовым переговорам в Брюсселе и просит его не шантажировать. (17092019)

Зеленский подписал закон о анбандлинг "Нафтогаза"

Президент Украины подписал закон об отделении деятельности по транспортировке газа. Он также создает условия для заключения транзитного контракта с "Газпромом" по европейским правилам. (15112019)

Какого прогресса Украины, ЕС и Россия достигли на газовых переговорах

Газовые переговоры между Украиной, ЕС и Россией сдвинулись с места. Россия согласилась на контракт по газовым правилам ЕС, но есть еще немало разногласий, которые могут сорвать договоренности. Детали - в репортаже DW из Брюсселя. (19092019)

Сертификация независимого оператора

Третий энергопакет ЕС предусматривает, что о независимости оператора можно говорить только после его сертификации. Ее проводит национальный регулятор - в Украине это Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП). В начале октября ОГТСУ подало заявку на сертификацию. 22 ноября регулятор планирует рассмотреть вопрос лишь о предварительной сертификацию.

Правила ЕС предусматривают и внешний контроль: сертификацию украинского оператора еще предстоит проверить Секретариат Энергетического сообщества в Вене. Анбандлинг полностью соответствовать европейским нормам только тогда, когда Секретариат Энергетического сообщества подтвердит решение НКРЕКП.

Ни из Вены, ни из Брюсселя (а Еврокомиссия берет неформальную участие в согласовании сертификации) замечаний по анбандлингу ни звучало. В "Нафтогазе" предполагали, что Секретариата Энергетического сообщества понадобятся полтора-два месяца на согласование. И это может создать проблему для Украины, ведь российская сторона заявляла, что хочет подписывать контракт на транзит уже с полностью сертифицированным оператором. Киев же не видит необходимости ждать и предлагал прописать в контракте положения, документ вступит в силу после окончательной сертификации.

Шефчович до сих пор представлял ЕС на трехсторонних газовых переговорах

Как работать транзит по европейским правилам ?

После того, как в Украине завершат анбандлинг, оператор ГТС будет предлагать всем заинтересованным компаниям мощности для транспортировки газа и не сможет никому просто так отказать. Тарифы также будут одинаковыми для всех, они будут зависеть не прочь хочет бронировать мощности российский "Газпром" или, например, польская PGNiG, а от условий, прежде всего объемов и продолжительности прокачки газа. Тарифы устанавливает не оператор, а регулятор.

Еще в сентябре российские СМИ распространили утверждение, что после внедрения европейских правил новый оператор ГТС Украины будет обязан выставлять на аукцион мощности и без подписания нового контракта с "Газпромом". В "Нафтогазе" эту информацию опровергли. В итоге, после последнего раунда газовых переговоров Украина-ЕС-Россия заместитель председателя Еврокомиссии Шефчович расставил точки над "и". По его словам, без нового соглашения между операторами ГТС Украины и России (так называемый "interconnection agreement") невозможно будет ни долгосрочный транзит, ни краткосрочное бронирование мощностей.

0 комментариев

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingdisappointed_relievedweary
    pensivedisappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecry
    sobjoyastonishedscreamtired_faceangryrage
    triumphdizzy_faceimpsmiling_impneutral_faceno_mouthinnocent
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Войти через