"Жалеете вы в нынешней ситуации, не имеете личного автомобиля?" - такой вопрос задали жителями Германии авторы одного из исследований. В ФРГ не более 20% домашних хозяйств не имеют собственного авто. Это чаще всего молодые люди или городские жители. И вот в ходе опроса, проведенного в разгар пандемии коронавируса, треть таких респондентов (32%) ответила приведенное выше вопрос: "Да". Теперь жалеют.
Коронавирус сказывается на мобильности населения ФРГ
Дело в том, что отсутствие индивидуального автотранспорта нередко связана в сегодняшней Германии не столько с нехваткой денег, сколько с сознательным выбором: иметь собственную машину, особенно в условиях давки большого города, непрактично, к тому же неэкологично, а в последние лет двадцать уже и не модно.
Также предоставление служебного автомобиля перестало играть прежнюю роль на переговорах с потенциальными работодателями. Ведь систему городского общественного транспорта усиленно развивают, и краткосрочная аренда автомобиля, краткосрочная аренда автомобилей, прочно вошел в повседневную жизнь.
В крупных немецких городах молодые люди все реже покупают собственное авто
Однако пандемия COVID-19 может у Германии значительную переоценку ценностей: из-за угрозы заразиться коронавируса привлекательность индивидуальной транспорта заметно возросла, а общественного - резко упала. Об этом свидетельствует опрос, проведенный по заказу Института транспортных исследований (Institut für Verkehrsforschung), который входит в состав Немецкого центра аэрокосмических исследований (DLR).
Основные выводы опубликованного в начале мая социологического исследования "Как коронавирус меняет нашу мобильность?" его авторы сформулировали так: «Среди транспортных средств от кризиса выиграет автомобиль. В проигрыше - все виды общественного транспорта".
Читайте также: Киевское метро - каким был первый день работы после двухмесячного перерыва
В крупных немецких городах молодежь все реже покупает собственное авто
Во время репрезентативного опроса среди 1000 жителей ФРГ в возрасте от 18 до 82 лет респондентам в первой половине апреля, на пике эпидемии в стране, было, в частности, поставленный вопрос, которые они имеют чувство, пользуясь в нынешней ситуации различными транспортными средствами, или что бы они чувствовали, если бы им пришлось сейчас ими пользоваться.
36 процентов респондентов сказали, что пользуясь городским и пригородным общественным транспортом чувствуют или чувствовали бы "значительно более некомфортно", чем ранее, 27% - "более некомфортно". Таким образом, у 63% немцев - почти у двух третей - городские автобусы, трамваи, метро, пригородные электрички вызывают теперь определенный дискомфорт. В дальнемагистральных поездов (61%) и самолетов (57%) показатели похожи, но они все-таки ниже.
В центре Ганновера сходятся многочисленные маршруты автобусов, трамваев и метро
В то же время 77% участников исследования сообщили, что в собственном автомобиле чувствуют себя, как раньше, 11% указали, что "более комфортно, чем раньше", а еще 8% - "значительно комфортнее". Иными словами, практически каждый пятый немец стал в условиях пандемии ценить свою машину еще больше.
Вместе с тем, наиболее активно на дискомфорт жаловались как раз те, кому ежедневно или почти ежедневно приходится пользоваться общественным транспортом (77%), кто ездит на нем 1-3 раза в неделю (71%) или 1-3 раза в месяц (66% ). Другими словами: постоянные клиенты муниципальных транспортных предприятий.
За покупками - на автомобили
Весьма симптоматическими есть и такие показатели. После начала пандемии 60% жителей Германии стали реже ездить /ходить за покупками. Причем если в коронавируса 46% отвечали, что отправляются в магазины преимущественно на своей машине, то теперь 57% говорят, что используют для этого исключительно автомобиль.
Вырисовывается явное изменение модели потребительского поведения: вместо частых мероприятий /заездов в супермаркет для удовлетворения ежедневных потребностей - прицельные путешествия на личном автомобиле с целью максимально заполнить продуктами питания и предметами первой необходимости сначала багажник, а потом холодильник и кладовую.
Более половины немцев ездит теперь за покупками собственным авто и покупает сразу много
"В контексте коронавируса вполне можно говорить о" возрождении "личного автомобиля. Похоже, желание обеспечить свою безопасность сильно влияет в данный момент на выбор транспортного средства, - отмечает директор Института транспортных исследований профессор Барбара Ленц (Barbara Lenz). - Неожиданно оказалось, что особенно молодым жителям городов в этой ситуации стало не хватать собственного авто ».
Значит ли это, что автопром после обвала весной теперь в Германии ожидает просто-таки бум продаж? Респондентов, не имеющих автомобиля, тех самых, треть которых жалеет теперь об отсутствии автомобиля, спросили: "Собираетесь ли вы в данный момент через коронавирус приобрести собственный автомобиль?». "Да" ответили лишь 6%.
Получается, что многие молодые люди в городах пришли к выводу, что в условиях пандемии в личном авто было бы безопаснее и комфортнее, но покупать его в ближайшее время, тем не менее, не собираются. Очевидно они еще не знают, как в условиях рецессии, начавшейся сложится их материальное положение. И бывшие причины не иметь автомобиль никуда не делись: давка крупных городов, пробки, дефицит и дороговизна парковок.
Читайте также: Транспорт после карантина: исчезнут маршрутки из украинских городов
Женщины относятся к общественному транспорту более скептически
Поэтому результаты опроса Института транспортных исследований предрекают Германии (и другим европейским странам, где настроения похожи) не столько бум продаж новых автомобилей, сколько усиленное использование имеющихся и при этом значительное падение спроса на услуги общественного транспорта.
Гамбург, май 2020: многие граждане пересели на велосипед
На это же указывает и опросы американской консалтинговой компании McKinsey об изменениях потребительских предпочтений немцев, проведенного в Германии в конце апреля-начале мая, когда пик заболеваемости в стране уже пройден. 51% тех, кто к пандемии регулярно пользовался автобусами, и 47% постоянных пассажиров метро заявили, что хотят в скором будущем сократить число таких путешествий или вообще от них отказаться.
Зато опрошенные намерены чаще ходить пешком, ездить на велосипеде или на собственном автомобиле. Опросы DLR тоже зафиксировало рост популярности велосипедов и пеших походов по делам. Так, доля тех, кто ездит за покупками исключительно на велосипеде, через коронавирус выросла до 8%, а тех, кто пользуется магазинами только в непосредственной доступности, увеличилась до 14%.
Среди тех, кто во время карантинных мероприятий продолжал ездить на работу, 70% пользовались личным автомобилем, 14% - на велосипеде и только 12% - автобусами, трамваями, метро, электричках. При этом, согласно опросу Института транспортных исследований, женщины относились к путешествиям общественным транспортом более скептически, чем мужчины.
Муниципальные транспортные предприятия нуждаются в помощи
"Очень интересно будет посмотреть, сохранится ли эта тенденция и после пандемии коронавируса", - говорит Барбара Ленц. Поэтому возглавляемый ею институт намерен через определенное время снова опросить тех же респондентов. Пока же обнаружен социологами тренд предвещает общественному транспорту в немецких городах существенное сокращение числа пассажиров.
Городские власти Кельна выделила на развитие общественного транспорта огромные средства
Впрочем, до тех пор, пока люди реже ездить, но при этом продолжать платить за очень распространены в Германии месячные проездные билеты, общественный транспорт от этого даже выиграет: меньше будет скопления, особенно в час пик. Совсем другое дело, если муниципальные транспортные предприятия, и без того нередко хронически убыточные и субсидируются из городских бюджетов, начнут в массовом порядке терять постоянных клиентов.
О масштабе экономических проблем, которые угрожали бы в таком случае немецким городам, свидетельствует просьба о финансовой помощи, с которым министры транспорта федеральных земель Германии обратились 14 мая к правительству ФРГ. Только в этом году, заявили они, сославшись на сокращение пассажиропотоков в марте-апреле на 70-90% и рост расходов через дополнительные меры гигиены, убытки немецких предприятий общественного транспорта достигнут минимум пяти миллиардов евро.
Что же тогда будет, если нахлынет вторая волна пандемии? А если не удастся создать вакцину против коронавируса и опасность заразиться останется надолго? В таком случае под вопросом может оказаться едва ли не главная на сегодня градостроительная концепция, которую в той или иной степени реализуют в городах многих стран мира. Концепция, которая предусматривает вытеснение индивидуальных автомобилей из центральных районов и большие инвестиции в развитие общественного транспорта.
0 комментариев