Автодилеры в ФРГ боятся за свое будущее
Автосалоны - неотъемлемый атрибут любого, даже небольшого города ФРГ. В течение десятилетий именно здесь, "по соседству с домом", местные жители оформляли заказы на новые автомобили или покупали бывшие в употреблении. Но теперь все стремительно меняется.
PwC: в систему розничных продаж автомобилей ждут изменения
"Трое из пяти немецких автодилеров больше не верят в собственную бизнес-модель", - выяснила международная консалтинговая компания PwC. Летом 2018 на заказ ее немецкого отделения PwC Germany в ФРГ было опрошено около 1800 торговцев авто и около 1000 автовладельцев и автолюбителей. Результаты этих опросов и их анализ содержит исследование, опубликованное 7 ноября в Дюссельдорфе.
Само исследование вышло в свет на английском языке под названием "The Future of Automotive Retail». Авторы, очевидно, рассчитывали прежде всего на международную, а не только на немецкую аудиторию. Ведь описываемые в нем тренды вряд ли спецификой Германии и, наверное, в той или иной форме проявятся и в других странах. Особенно в тех, где есть мощная собственная автопромышленность .
Типичный для Германии автосалон с подержанными автомобилями
Главные выводы исследования таковы: уже в ближайшие пять-десять лет на систему розничных продаж легковых автомобилей в Германии ждут кардинальные изменения. Классические автосалоны как традиционный канал сбыта потеряют прежнее значение, зато они будут другие задачи и функции. А независимым немецким автодилерам грозит крах их бизнес-модели.
Интернет заставляет менять бизнес-модель
Но дело в том, что сейчас автодилеры в Германии в своем большинстве являются независимыми: немецкие автосалоны обычно принадлежат местным предпринимателям и не входят в структуру автоконцернов, даже если продают автомобили одного-единственного производителя и придерживаются стандартов и дизайна им услуг.
Независимость проявляется прежде всего в самостоятельной ценовой политике дилера. Он решает, по какой цене предлагать покупателю автомобиль, чтобы гарантировать прибыльность своего предприятия. "Очень сомнительно, что такая бизнес-модель еще долго будет жизнеспособной в условиях почти полной ценовой прозрачности в эпоху интернета", - отмечает автомобильный эксперт компании PwC Germany и соавтор исследования Симон Штрем (Simon Ström).
Это понимают и опрошенные автодилеры. На вопрос, какая сегодня главная угроза для традиционного автомобильного ритейла, 73 процента указали на независимые интернет-платформы (предлагающих новые и /или подержанные машины любых производителей). И действительно, каждый второй опрошенный немецкий автовладелец предположил приобретение следующего автомобиля в виртуальном магазине.
Покупка авто в Германии становится все более популярной
Покупка в режиме онлайн привлекает немцев, прежде всего, тем, что поиском нужного авто можно заниматься в любое время суток. Также предложения в интернете легко сравнивать цены там ниже. Есть все основания полагать, что подобные настроения царят сегодня не только на немецком, но и на других рынках.
Продажа автомобилей прямо с завода все популярнее
Однако еще больше, чем независящим от автоконцернов онлайн-торговцев, немецкие автодилеры опасаются конкуренции со стороны самих автоконцернов. Целых 82 процента опрошенных (а вариантов ответа было несколько) назвали главной угрозой своему бизнесу возможность покупать автомобиль непосредственно у производителя в фирменном автосалоне или даже прямо на заводе.
Популярность этого канала сбыта в Германии быстро растет, чему, в частности, способствует концерн Volkswagen. Он еще в 2000 году построил рядом со своим главным заводом в Вольфсбурге так называемый Автоград (Autostadt). Здесь клиенту выдают заказанную машину с огромной стеклянной башни, становится целым аттракционом. Кроме того, клиент может вместе с семьей посетить автомобильный музей, парк развлечений и кучу ресторанов. Все это повышает готовность покупателей со всей Германии осуществить поездку в несколько сотен километров. В Мюнхене аналогичный проект называется "Мир BMW" (BMW Welt).
"Мир BMW" (л.) И высотное здание штаб-квартиры баварского концерна в Мюнхене
В автосалоне консультируются, в интернете покупают
Еще одну серьезную угрозу своему бизнесу немецкие автодилеры видят в таких "альтернативных моделях мобильности", как краткосрочная аренда автомобиля или услуги Uber (на эту угрозу указали 39 процентов). Опросы PwC показало, что чем моложе немцы, тем чаще их вполне устраивает возможность краткосрочной аренды автомобиля, а не владение собственным транспортным средством. В возрастной категории 16-29 лет таких 51 процент.
Почти каждый второй опрошенный автодилер пожаловался на снижение лояльности клиентов - как в автосалоны, так и в автомобильных брендов. Иными словами, стремительно уходит в прошлое традиционная модель поведения немецкого автолюбителя, когда он каждый раз приходил к одному и тому же торговца "по месту жительства" и неизменно заказывал у него новое авто того же производителя, как то Volkswagen или Opel, Daimler или BMW.
Европарламент ограничил уровень выбросов углекислого газа в новых автомобилях
К 2030 году уровень выбросов СО2 новых авто должно сократиться на 40 процентов по сравнению с 2020 годом, решили европарламентарии. В будущем автопроизводители продавать около трети авто с минимальными выбросами. (03102018)
Возвращение техосмотров в Украине: как это может быть?
Отменен семь лет назад из-за коррупции техосмотр авто в Украине пытались вернуть уже несколько раз. Предлагающих сейчас, и удастся преодолеть коррупцию в этой сфере на этот раз - выясняла DW. (19102018)
В то же время 56 процентов опрошенных PwC автолюбителей отметили, что автодилер остается для них главным источником информации о новом автомобиле, а 84 процента заявили, что "ни" не решатся на покупку без предварительной личной беседы со специалистом. Однако такая настроенность все чаще приводит к тому, что потенциальные покупатели сначала приходят в автосалон, получают там подробную консультацию, а потом покупают в интернете ту понравившуюся модель. 55 процентов опрошенных автодилеров назвали такую модель поведения главным вызовом для своего бизнеса.
Независимые автодилеры превратятся в торговых агентов
Как в таких условиях немецким автодилерам и в дальнейшем зарабатывать деньги? Эксперты PwC считают, что автосалоны как таковые в Германии не исчезнут, но, существенно изменив свою бизнес-модель, станут центрами индивидуального консультирования клиентов и предоставления им различных услуг, связанных с мобильностью (в том числе услуг краткосрочная аренда автомобиля).
"В перспективе клиент уже не будет подписывать в автосалоне договор о покупке автомобиля. В идеале это будет то место, где ему смогут оказать соответствующую концепцию мобильности", - отмечает соавтор исследования Феликс Кунерт (Felix Kuhnert).
В результате нынешние автодилеры в значительной степени или даже полностью потеряют свою независимость и превратятся в этаких торговых агентов производителей, которые получают от них комиссионные. "Автопроизводители при таких обстоятельствах явно будут задавать тон", - подчеркивает Феликс Кунерт.
Но если автоторговцы не пойдут на такое решительное сближение или даже слияние с автопроизводителями, то и первые, и вторые рискуют, что в автомобильном ритейле тон все больше будет задавать "третья сторона" - независимые интернет-платформы, предостерегает PwC.
0 комментариев