36-летняя Кати Радтке - мать четырех детей и водитель грузовика
Кати Радтке (Kati Radtke) сложно вывести из равновесия. Пожалуй, именно эта черта помогает 36-летней женщине уже не первый год работать водитель грузовика. Сидя за рулем погрузчика, она умело рулит в лабиринте штабелей на складе ее транспортной фирмы в западногерманском городке Эшвайлер. Обтянутые полиэтиленом грузы на деревянных поддонах один за другим исчезают в кузове ее 12-тонного грузового автомобиля.
Все рассчитано до минуты. Уже через час она доставить товар первому клиенту. Но не хватает еще одного пакета. Коллеги, которые помогают ей во время загрузки, никак не могут его найти. Кати Радтке не нервничайте - никакой спешки, никакой суеты. В конце концов поступает разрешение выезжать без потерянного пакета. Женщина страхует металлическими штангами груз и умело прыгает в кабину фуры. "Эта работа для меня как хобби, я этим живу", - говорит мать четверых детей, выезжая со двора фирмы.
Работа и семья требуют совершенной организации
Радтке уже давно на ногах: утром ей надо было разбудить своих детей, самому младшему из которых четыре года, а самому старшему - 16 приготовить для них завтрак, отвезти их в детский сад и в школу. Многие начали бы жаловаться через такое невероятное нагрузки, но - не Кате. "Не надо себя убеждать, что как женщина ты со всем этим не справишься, что нельзя совместить семью и такую работу. Надо делать свое дело и не слушать, что говорят другие", - говорит она.
Прежде чем отправиться в рейс, Кати Радтке надо еще загрузить свою фуру
Сидеть за рулем фуры - давняя мечта Кати Радтке, которая теперь для нее осуществилась. "Ребенком я всегда играла грузовыми автомобилями", - вспоминает она. Женщина говорит, что, сидя за рулем авто, она чувствует себя свободной, хотя сейчас ей приходится осуществлять рейсы преимущественно только в соседние города. Без умения сохранять спокойствие и без организационного таланта сложно выполнять такую работу, считает Кати. "Но самое важное: нужно эту работу любить. Иначе ты выбрала неправильную профессию", - рассуждает женщина. Проблема отрасли как раз в том и состоит, что все меньше людей идентифицирует себя с этой профессией. Нехватка специалистов приобретает в Германии уже драматических размеров.
Нужны водители!
Хайди Радлер (Heidi Radler) хорошо знает, о чем идет речь. Свою карьеру в области логистики она начала еще в 1999 году и дослужилась до ассистентки руководителя фирмы. Транспортное предприятие, на которое она пришла работать, представляло собой небольшую семейную фирму, которая имела только восемь водителей. Прошло 20 лет, и на фирму уже работает 90 водителей. Но и они уже с трудом справляются со всеми заказами. Однако найти водителей становится все сложнее: "Мы сейчас имеем крайне жесткую конкуренцию. Найти надежных работников очень непросто. А потом так же просто хороших водителей удержать", - жалуется Радлер.
Треть водителей грузовиков в Германии - 55-летнего возраста и старше. Согласно исследованию Всемирного банка, через десять лет стране может не хватить 150000 водителей. Интересно, что даже водители из Восточной Европы больше не могут восполнить этот пробел. Сюда следует добавить, что молодые люди не спешат садиться за руль грузовика.
Грузовик Кати Радтке - работа рассчитана до минуты
Раньше молодые водительские кадры поставлял Бундесвер. Немалая часть молодежи, которая отбывала срочную службу, получала за время службы в армии профессиональные водительские права. Но после того, как в Германии отменили обязательный воинский долг, армия как источник молодых кадров для транспортных предприятий отпала. Чтобы получить право сесть за руль грузового авто, молодым людям нужно или в течение трех лет посещать профучилище, либо заплатить за профессиональные права из собственного кармана от четырех тысяч до пяти тысяч евро, объясняет Радлер. "Но кто готов выложить такую сумму или время?" - спрашивает она.
Ко всем этим проблемам добавляется еще и неуверенность в будущем. Имеется в виду развитие системы автономных перевозок грузов . Уже вскоре в Германии могут выехать на дороги первые грузовики без водителей.
Плохой имидж водителей грузовиков
Однако пока без водителей грузовиков немецкая экономика не смогла бы функционировать. Они являются частью гигантской логистической машины, в которой тон задает онлайн-торговля стремительно разрастается, а потребители хотят получить свой заказ уже вскоре после того, как сделали его в онлайн-шопе.
Несмотря на это, имидж водителей оставляет желать лучшего. "Многие жалуются, что грузовики мешают на автобанах, создают заторы, вредят окружающей среде", - говорит Хайди Радлер. Поскольку найти новых водителей среди мужчин сложно, фирма, на которой работает Радлер, и решила взять ученицу и подготовить ее для работы за рулем грузовика. Такой ученицей стала Кати Радтке.
Выгрузить последний заказ, а после работы - за детьми в детский сад и школы
"Я написала заявление на 20 транспортных фирм. От 12 не получила никакого ответа, остальные восемь хотя бы пригласили на собеседование. Но согласилась взять меня только одна", - рассказывает Радтке. Эта женщина является настоящей экзотикой для отрасли, где однозначно доминируют мужчины. Доля женщин среди водителей грузовиков составляет лишь 17 процента.
Какие качества нужны для этой работы
Многие из женщин отпугивает невозможность совмещения этой профессии с семейной жизнью. "Кроме того, доказать, что ты можешь, в чисто мужском коллективе не так уж и просто. Здесь женщина должна иметь большую уверенность в себе", - делится опытом Радтке. Иногда ей приходится слышать насмешки со стороны клиентов. А одному из коллег не нравилось, например, что она работает только 35 часов в неделю. "На это я ему ответила, что взамен твой счет в банке выглядит иначе. После этого он сразу замолчал", - вспоминает водитель.
Кати Радтке вот уже полгода сидит за рулем фуры. "За это время коллектив принял меня, и меня уважают", - говорит она. Действительно женщины могут помочь преодолеть в Германии проблему дефицита водителей? Кати Радтке считает, что - да. Но транспортные компании должны также пойти женщинам навстречу, считает водитель: "Они имеют больше считаться с тем, что работницам часто приходится совмещать работу и семью, а тех женщин, которые имеют детей, выпускать на маршруты только после девяти часов утра".
0 комментариев