Более двух лет правительство и парламент фактически игнорировали проблему с нелегально или "полулегально" ввезенными автомобилями из стран ЕС, так называемые "евробляхы". Эти машины не растаможивали и не регистрировали. Эксперты иронизировали: украинские номерные знаки просто теряют смысл и их можно отменить, если волна "евроблях" не прекратится.
Власти согласовали позиции?
И вот наконец в Верховной Раде зарегистрированы два законопроекта (№8487 и №8488) о внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Украины, а также в другие законодательные акты, чтобы, с одной стороны, уменьшить ставки акциза на транспортные средства, а с другой - усилить контроль за незарегистрированными в Украине автомобилями.
По мнению авторов законопроектов, если эти документы примут, иностранные автомобили станут более доступными для украинском, а также будет прекращено так называемые "литовские" схемы с полулегальным ввозом подержанных автомобилей в Украине.
Ставки акциза на ввозимые автомобили должны стать значительно меньше
"Мы абсолютно корректно подходили во всех отношениях, чтобы достичь понимания между теми гражданами, которые платили налоги, и сейчас могут при приобретении авто до 10 лет получить либеральные ставки и теми, кто использует автомобили без регистрации. Мы также предоставляем им возможность воспользоваться новыми либеральными ставками ", - заверила в интервью DW председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. По ее словам, с Минфином, Государственной фискальной службой, с таможенниками, пограничниками и Нацполициею - "со всеми этими органами согласованный текст полностью".
Кроме того, Южанина уверяет, что на пятницу, 15 июня, когда подавались законопроекты, основные позиции были согласованы и с общественной организацией "АвтоЕвроСила", которая представляет интересы владельцев автомобилей на Еврономер. Впрочем, они другого мнения.
"Никто с нами ничего не согласовывал. В целом законопроект мы поддерживаем, но не с такими ставками. Нас они не устраивают. Если они будут превышать 500-1000 долларов, то вся суть этого законопроекта в виде поблажек для рядового гражданина, она нивелируется. То есть боролись с ветряными мельницами. А кость с барского плеча - такое нам не подходит ", - заявил в комментарии DW соучредитель ОО" АвтоЕвроСила "Андрей Щербина.
Как считать новый акциз?
Если законопроекты примут, будет введен новый расчет акцизного налога на ввозимые автомобили. Базовая ставка акциза для авто с бензиновым двигателем составит 50 евро, а для дизеля - 75 евро.
Итак, чтобы получить окончательный размер акцизного налога нужно эту базовую ставку умножить на коэффициенты двигателя и коэффициент возраста авто.
Украинский таможенник за работой
При этом показатель объема двигателя надо разделить на 1000 а при определении коэффициента возраста следует учитывать, что это количество полных календарных лет. Например, вы приобрели автомобиль с бензиновым двигателем 1600 кубических см и возрастом 5 полных лет. Посчитать довольно просто:
50 (базовая ставка) * 16 (коэффициент двигателя, 1600/1000) * 5 (коэффициент возраста) = 400 евро
Сейчас же за такую же машину пришлось бы заплатить более двух с половиной тысяч евро акциза. То есть разница - более чем в 6 раз.
Впрочем, если автомобилю с тем же объемом двигателя уже не 5 а 15 лет, то акциз будет существенно выше - уже не 400 а 1200 евро. По логике авторов законопроектов, это должно стимулировать украинский покупать новые авто.
"Раньше акцизный налог в зависимости от объема двигателя отличался в 100-150 раз. То есть такой подход был какой-то дискриминационный. Мы его сейчас убрали полностью. И два повышающие коэффициенты - возраста и двигателя - они равны и объяснимо. Они без каких-либо специальных преференций ", - отмечает один из главных инициаторов законопроектов Нина Южанина. Государство также пошла на компромисс и сняла экологические ограничения. В законопроектах предлагается отменить запрет на таможенное оформление и регистрацию в Украине автомобилей, не соответствующих экологическому стандарту "Евро-5". Это была одна из главных причин массового завоза машин на "евробляхах" в Украине.
В то же время, активистам ОО "АвтоЕвроСила" и этого мало. «Ставки, которые предлагает Южанина не соответствуют заработкам украинский. Это" улучшение для прессы "и на самом деле ничего не улучшит обычному гражданину, поскольку большинство водителей ездят на авто, которые стоят 2-3 тысячи долларов, но чтобы их растаможить нужно еще почти столько же оплатить . Такие ставки нас не устраивают ", - утверждает соучредитель ОО" АвтоЕвроСила "Андрей Щербина. По его словам, владельцы "евроблях" еще дождутся начала рассмотрения законопроектов в ВР и в зависимости от этого, возможно, снова будут собирать масштабную акцию, чтобы эти "невероятные", по его словам, ставки были снижены.
Без такси на " Евробляхах "
Если законопроекты примут, то тот, кто завез в Украину автомобиль в режиме транзита или временного ввоза, не будет иметь права передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать его.
Также будет запрещено использовать такую машину в предпринимательской деятельности или для получения дохода. То есть таксовать на "евробляхах" уже не получится.
Таксовать на "евробляхах" уже не получится
Кроме того, Нацполиции будет предоставлено право останавливать и проверять того, кто управляет автомобилем с иностранной регистрацией. То есть проверять, это же лицо, которое ввезла автомобиль. Если за рулем кто-то другой, полицейский может и его оштрафовать, а также сообщить о нарушении таможенных правил таможню. А она уже оштрафует того, кто ввоз авто, за несоблюдение ограничения на передачу машины. При этом протокол о нарушении может быть составлен таможенником при отсутствии нарушителя и вручен ему при выезде из Украины.
Авторы законопроекта утверждают, что таможенники, полицейские и пограничники смогут синхронно взаимодействовать благодаря автоматизированной системе обмена информацией об авто.
Какие штрафы?
Нацполиции будет предоставлено право останавливать и проверять того, кто управляет автомобилем с иностранной регистрацией
За почти все нарушения предусмотрено предупреждение или штрафы. Их размер значительно повысили. К примеру, за нарушение сроков транзита штраф от 170 гривен за 1 сутки до 170000 гривен или конфискации авто по решению суда, если возбуждено срок транзита более чем на 30 суток или потеряно автомобиль. Сейчас же максимальный штраф - 8500 гривен, если нарушил срок более чем 10 дней или потерял авто.
" Погоны " перегрели рынок ?
Но на практике авто с иностранными номерами продолжали активно ввозить в Украину, очевидно, пользуясь тем, что случаи привлечения к ответственности за нарушение оставались единичными.
Украинский автопром "стоит" из машины с "евробляхамы"
"Рынок очень сильно перегрет. Внутреннее производство почти стало." УкрАвто "Васадзе (один из крупнейших автопроизводителей в Украине, президент компании Тариэл Васадзе - Ред. ) Стоит. Они в отчаянии тракторы собирают вместо легковушек. В" Еврокар "( один из крупнейших автопроизводителей в Украине - Ред. ) определенные тоже проблемы. Луцкий завод почти тоже стоит. Черкасский - только за счет военных заказов они что-то там делают. Такое впечатление, что почти все остановилось. Просто все ", - констатирует эксперт по вопросам транспорта общественного в ции "Европатруль" Вячеслав Коновалов. По мнению экспертов, власти долго не решала проблему, потому что не хотела провоцировать акции протеста "евробляхерив". Кроме того, бездействие власти порождала в обществе спекуляции относительно того, что в сохранение существующего положения дел является влиятельные покровители.
Голосов должно хватить
По словам же Нины Южанина, долго искался компромисс и за эти два года депутаты пересмотрели более 5-6 вариантов, как решить эту проблему и каждый раз эти варианты были в чем-то неприемлемы. "Автопроизводители имели большие капиталовложения для того, чтобы выполнить нормы и иметь оборудование, которое могло бы соответствовать при производстве стандарта уже" Евро-6 ". И это именно те представители налогоплательщиков, приходили на рабочие группы и выступали против всех исключительных преференций для тех людей, которые завезли автомобили без регистрации, без таможенного оформления ", - отмечает председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
Сейчас с автопроизводителями и импортерами найден компромисс. Власти надеются найти общий язык и с "АвтоЕвроСилою". "Есть голоса не только в коалиции, но и у большинства в зале", - отмечает Южанина. Единственное, о чем она переживает - чтобы документы приняли как можно быстрее и не было проблем с выполнением. Ведь дается 180 дней на то, чтобы зарегистрировать автомобиль тем, чьи авто уже завезены в Украину. Владельцы Еврономер должны выехать с территории Украины, решить документы и заехать снова и стать легальными.
Если законы примут в ближайшее время, водители смогут решить свои проблемы в течение лета-осени, а не в зимний период, когда возможны проблемы на дорогах из-за погодных условий.
0 комментариев