Немецкий эксперт Кристиан Кун год назад вошел в состав Наблюдательного совета АО "Укрзализныця"
После многих лет стратегического консультирования немецкой Deutsche Bahn с прошлого лета Кристиан Кун (Christian Kuhn) работает во вновь наблюдательном совете акционерного общества " Укрзализныця ". Украина для менеджера по Германии - не первый опыт работы в стране, переживающей период трансформации. Немецкий специалист работает также в наблюдательных советах железных дорог Литвы и Казахстана.
За год работы в Киеве Кун присоединился к разработке стратегии "Укрзализныци", а теперь разрабатывает рекомендации по инвестиционной программы, необходимой для модернизации железной дороги. Среди крупнейших вызовов немецкий советник называет переход компании к работе в условиях либерализованного рынка, а также коррупцию.
Deutsche Welle: Господин Кун, одно из Ваших задач в наблюдательном совете "Укрзализныци" - искать возможности инвестиций в модернизацию предприятия. Однако, вряд ли можно модернизировать компанию, если ее изнутри разъедает коррупция. Вы уже оценили масштабы краж и взяточничества в "Укрзализныце"?
Кристиан Кун Если обобщить, то можно сказать, что сумма ущерба от коррупции в прошлые годы достигла нескольких десятков миллионов евро, а может и больше. Взять, например, ситуацию с закупкой дизельного топлива. В прошлом здесь наблюдались очень изобретательны и странные практики закупок, что приводило к завышению цен. Уже больше года "Укрзализныця" закупает топливо на основании международного ценового индекса. Только этот шаг дает сбережения в десятки миллионов евро. В такую же сумму оцениваются и убытки от кражи горючего. С этим мы тоже боремся и это очень непросто.
Почему так трудно бороться с воровством?
Ситуация стала лучше, но кражи не исчезли. Нередко на местах приходится иметь дело со структурами, которые сложно поломать без поддержки правоохранительных органов. На обращение с заявлениями о кражах полиция реагировать. Но для этого должна быть соответствующая мотивация. Мы надеемся, что будущее правительство будет предоставлять нам большую политическую поддержку, чем это было до сих пор.
Что делается, чтобы минимизировать коррупционные риски в закупках?
Мы несколько месяцев назад приняли на работу нового человека, который отвечает за закупки, также начал работу уполномоченный по вопросам антикоррупционных мер. Все это происходит на фоне курса "Укрзализныци" на централизацию закупок. Это совершенно нормально для компании такого масштаба. На сегодня сложилась ситуация, когда региональные филиалы закупают значительную часть материалов по своему усмотрению - без контроля со стороны центрального офиса. Такая ситуация является нетипичной для таких крупных компаний - ей должен быть положен конец. Кое-где это уже делается, хотя и приходится сталкиваться с сопротивлением.
Бизнес уже не один год жалуется на вымогательство взяток через искусственное создание дефицита грузовых вагонов: не заплатишь кому надо - нет вагонов. Что-то делается, чтобы прекратить это?
Создается впечатление, что есть круг лиц, которые заинтересованы в существовании такого дефицита. Мы уже предприняли ряд мер, которые привели к тому, что время простоя порожних вагонов существенно сократился. Это позволило немного разрядить ситуацию с нехваткой вагонов, она уже не такая критическая, как в прошлом году. Другое направление, в котором еще надо многое делать - это централизация и автоматизация системы распределения транспортных мощностей и расчетов за услуги. Если начальники на местах больше не будут решать, кому и когда дать вагон, а это будет доверено электронной системе, исчезнет поле для коррупции. Между тем уже дает результат дерегуляция вагонной составляющей, которая была осуществлена в прошлом году. Она позволила "Укрзализныци" самостоятельно устанавливать цены пользование грузовыми вагонами своей собственности, лишило возможности получать сверхприбыли посредникам.
В Украине часто можно услышать недовольство подорожанием проезда в поездах. Людям кажется, что стоит только прекратить кражи и повышать цены не обязательно. Оправданы ли такие ожидания?
Нет, это совершенно нереалистичные ожидания. Как много не воровали бы, но покрыть дефицит инвестиций в инфраструктуру сэкономленных средств с перекрытых коррупционных схем нереально. Для технической модернизации нужны миллиарды евро. Опыт других стран показывает, что достаточные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру и в поддержание надлежащего уровня пассажирских перевозок невозможны без субвенций государства. Такой опыт имеют почти все европейские страны. В Украине ситуация иная. Здесь нет государственных дотаций. При этом тарифы как на грузовые, так и на пассажирские перевозки являются одними из самых низких в Европе. Политики ожидают, что "Укрзализныця" держать низкие цены и вкладывать в то же время средства в обновление. Эта формула не может сработать. Повышение цен на билеты в последние годы не покрывали даже уровень инфляции. Это резко ухудшило положение АО "Укрзализныця".
То есть дальнейшие повышения цен неизбежны?
Прогнозировать это точно невозможно. Но я думаю, что так же, как это имело место и в других странах, в этом будет необходимость, особенно если новое правительство и парламент не решат вопрос о введении механизма компенсации убытков от пассажирских перевозок из государственного или местных бюджетов.
0 комментариев