На самом деле угольные дороги не черные и блестящие. По крайней мере в странах ЕС извне они ничем это отличаются от традиционных, но для Украины эта идея - пока незнакома. Именно ее выдвинул министр инфраструктуры Владимир Емельян, который после заседания правительства на прошлой неделе рассказал журналистам: министерство и профильные институты Государственного агентства автомобильных дорог Украины ( "Укравтодора") изучают возможность применения продуктов сжигания угля в строительстве дорог.
По словам Емельяна, в мире такие технологии давно используются, однако украинским специалистам надо изучить, соответствуют ли зола и шлаки, которые остаются от промышленного сжигания угля, требованиям прочности и экологическим стандартам, ведь такие отходы могут содержать опасные вещества, в частности радионуклиды. Как сообщил министр, правительство примет решение, когда будет готово заключение профильного института "Укравтодора" о перспективах использования золошлаков.
Дороги в Европе должны быть не только качественными, но и безопасными для окружающей среды
Зачем нужны угольные дороги?
В Европе угольные отходы используют при строительстве автотрасс прежде всего из соображений защиты окружающей среды - чтобы их наконец оставалось как можно меньше. Толчком стало введением общих для ЕС природоохранных директив, регулирующих выбросы в угольной и металлургической промышленности. В результате под влиянием ряда европейских стандартов с конца 90-х годов золу и шлаки начали использовать для дорожного строительства, как строительные материалы, наполнители и стабилизаторы грунта. Отдельным направлением утилизации является доочистки золы, чтобы извлечь из нее полезные металлы, прежде всего - алюминий.
Все это привело к появлению целой перерабатывающей отрасли, интересы которой представляет ECOBA - Европейская ассоциация по утилизации продуктов горения угля. Бесспорными лидерами в этой сфере являются страны Скандинавии, в которых уровень утилизации угольной золы уже приблизился к 100 процентов, а в целом в ЕС процент утилизации угольных отходов достигает 92 процентов.
Фактчек DW: действительно местные власти не ремонтирует дороги? (Видео)
Министр инфраструктуры Владимир Емельян советует жаловаться в областные администрации, если дороги не ремонтируют. По его словам, местные власти недостаточно использует предоставленные средства. Действительно ли это так? (19072018)
Как немцы строят свои автобаны (видео)
Немцы в большинстве своем не делают ямочного ремонта, а просто срезают асфальт и кладут новый. Вот как это происходит. (11102018)
Для Украины дороги из золы и шлаков мало актуальны, пока не решена проблема тотального ямочного ремонта, считает эксперт инициативы "Реанимационный пакет реформ" Андрей Мартенс. По его словам, "Укравтодора" стоит сначала "научиться грамотно распределять бюджет, не воровать, выделять больше денег на ремонт дорог, проводить средний ремонт, а капитальный ремонт".
И хотя украинские дороги действительно нуждаются в модернизации, а технологии строительства - давно устаревшие, в идее Владимира Емельяна относительно новых угольных дорог Мартенс видит популизм с целью отвлечь cуспильство от плохого состояния дорог после зимнего периода.
Кому выгодно?
Главным адвокатом дорог из угольных отходов в Украине уже несколько лет является компания ДТЭК Рината Ахметова, а СМИ, принадлежащих миллиардеру, не устают убеждать, что использование отходов угля снизит стоимость дорог на 30 процентов и приведет к появлению в Украине екодориг будущего.
Это лоббизм, считает бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава, ведь, "по сути, ДТЭК хочет продавать государству то, что они сейчас выбрасывают или складируют. Поэтому основной выгодоприобретатель в этой ситуации - это компании Рината Ахметова". Угольных отходов в ДТЭК более чем достаточно, по словам менеджеру департамента экологической безопасности ДТЭК Татьяны Завгородней, в Украине ежегодно образуется около 75 миллиона тонн золошлаков, из них 6000000 тонн генерируют предприятия ДТЭК.
На самом деле новый тип дорог?
Эксперты не рассматривают угольные дороги как серьезную альтернативу. "Это просто использование других вариантов в выборе материала" во время капитального ремонта автомобильных дорог, рассказывает Александр Кава. По его словам, угольную золу и шлаки преимущественно используют для укрепления насыпи под самой дорогой или добавляют к щебню в основу дороги. Само же покрытие остается асфальтовым или цементным.
Первым в Украине примером воплощения концепции угольной дороги должен был стать пилотный проект ДТЭК во Львовской области. Материал для строительства пообещала Добротворская ТЭС, отходы которой занимают площадь в 144 гектаров. Экспериментальную участок автодороги длиной в один километр между селами Перекалки-рогали-Добротвор-Матяши должны были построить к концу 2018 года, однако дело остановилась на этапе прохождения экспертизы и поиска финансирования.
0 комментариев