Электромобиль на подзарядке
Ведущие автопроизводители мира ускоренными темпами наращивают инвестиции в производство электромобилей. Только за один год они фактически удвоились. В то же время капиталовложения в модернизацию и расширение производства автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС) быстро сокращаются.
Итог года: 84 миллиарда евро и 26 проектов
К такому выводу пришли эксперты немецкого отделения британской консалтинговой компании Ernst & Young (EY) в исследовании, опубликованном 3 июня во Франкфурте-на-Майне. Они проанализировали опубликованные данные 16 крупнейших немецких, японских, французских, американских и южнокорейских автомобильных компаний. Китайских автопроизводителей из-за недоступности необходимой статистики не учитывали.
Китайских автопроизводителей в исследовании не указывали
Согласно исследованию, в 2018 году автопроизводители трех континентов объявили во всем мире о начале 118 инвестиционных проектов в традиционном автостроении на общую сумму 224 миллиарда евро. Это на 16 процентов меньше, чем годом ранее.
Водноччас капиталовложения в создание новых и расширение существующих мощностей для выпуска электромобилей фактически удвоились: они выросли на 97 процентов до 84 миллиарда евро. Их направили на 26 проектов. В эту сумму не включили расходы на научные исследования и конструкторские разработки.
Для сравнения: в 2015 и 2016 годах, по данным EY, инвестиции в выпуск автомобилей с электрической тягой составляли всего по одному миллиарду евро. Причем речь шла тогда соответственно о двух и три проекта.
Немецкий автопром - главный инвестор, Китай - главный получатель
Активно в 2015-2018 годах в развитие электромобильности вкладывался немецкий автопром. Он выделил за четыре года 1107 миллиарда евро на 29 проектов. Второе место с большим отрывом занимают французские автопроизводители (128 миллиарда), затем японские (862 миллиона), южнокорейские (848000000) и американские (632 миллиона).
Однако главным получателем инвестиций стала не Германия, а Китай. Политическое руководство КНР еще несколько лет назад взяло курс на форсированное внедрение электромобилей и сейчас активно стимулирует их выпуск и продажа на внутреннем рынке. Поэтому значительная часть капиталовложений немецкого автопрома идет в Китай. Среди пяти крупнейших инвестиционных проектов прошлого года - начало строительства новых китайских заводов компаний BMW и Daimler, которые будут выпускать автомобили как с ДВС, так и с электрической тягой.
Зарядные станции для электромобилей в Китае
В Китае 16 западных и азиатских автомобильных компаний вложили в развитие электромобилей в 2015-2018 годах в целом 613 миллиарда евро. В Германию были направлены инвестиции на 437 миллиарда евро, затем идут Франция (161 миллиарда), США (111 миллиарда) и Индия (848000000). Получателями существенно более скромных средств стали также, согласно исследованию, Италия, Словакия, Таиланд, Польша, Япония, Швеция, Бельгия, Великобритания.
Американские корпорации наверстывают упущенное
Таким образом, к производству электромобилей и компонентов к ним подключились уже не менее полутора десятка стран, но мировыми центрами их выпуска становятся Китай и Германия, а также Франция, потеснила США. Как отмечается в сообщении EY, в последние годы в Америке действительно мало инвестировали в електромобильнисть: авторы исследования зафиксировали лишь восемь проектов.
Однако, пишет далее EY, в 2019 году ситуация в США начинает меняться. Так, Ford объявил, что вложит в пересчете 900000000 евро в реконструкцию автозавода в штате Мичиган, чтобы начать там выпуск электромобилей. General Motors в том же штате Мичиган потратит 270000000 евро, чтобы наладить линию по производству автомобилей с электрической тягой.
Немецкий автопроизводитель Daimler сократил прибыль на треть
Сокращение прибыли скажется и на сотрудниках концерна, которые получат годовую премию в меньшем размере. (06022019)
Авторы исследования компании Ernst & Young предупреждают, что быстрое наращивание инвестиций в електромобильнисть при одновременном сокращении капиталовложений в другие проекты станет в мировом автомобилестроении господствующим трендом на ближайшие годы.
Эксперты EY предупреждают: приближаются пертурбации
"Многие производители ставят сейчас все на одну карту. Они направляют миллиардные суммы на развитие и расширение производства электромобилей и усиленно экономят на других направлениях", - отмечает соавтор исследования Константин Галь (Constantin M. Gall), который возглавляет в немецком EY отдел автомобилей и транспорта .
Таким образом, считает эксперт, они "заключают довольно смелое и недешевое паре: они ставят на быстрое и сильное рост продаж электромобилей, несмотря на такие имеющиеся проблемы, как недостаточно развита инфраструктура для подзарядки, очень высокие розничные цены и низкая норма прибыли".
Налаживание массового производства электромобилей будет стоить автопроизводителям в кратко- и среднесрочной перспективе огромных денег и снизит их доходность, уверен эксперт автомобильного рынка EY и другой автор исследования Петер Фус (Peter Fuß). Поэтому, по его мнению, в Европе и Америке компании стремиться выпускать с помощью имеющихся мощностей автомобили как с электромоторами, так и с ДВС, в то время как заводы для выпуска только электромобилей будут строить преимущественно в Китае.
Маск представляет Tesla Model 3
В любом случае, "автомобильной промышленности следует настроиться на голодные годы", отмечает он и предупреждает: "Мы еще увидим масштабную реструктуризацию и меры по сокращению расходов вплоть до закрытия целых заводов".
Конкретных прогнозов авторы исследования не дают, но можно предположить, что пертурбации в области приближающиеся коснутся и российского автопрома. Собственно, частичное сворачивание корпорацией Ford производства в Европе, в частности закрытия заводов в России, является частью процесса, набирает обороты. Тем более, что лидеры американского автопрома отстали в сфере электромобильности и сейчас имеют наверстывать упущенное.
И недавняя предложение Fiat Chrysler объединиться с Renault может быть продиктована желанием присоединиться к уже достаточно богатый опыт этой компании в выпуске электромобилей. С этой точки зрения российский завод АвтоВАЗ, контролируемый французским концерном, выглядит не очень привлекательным и перспективным активом.
0 комментариев