Украина усиливает военное присутствие вдоль побережья Азовского моря. Однако, кроме военного напряжения, ситуация вокруг Азова имеет и экономические последствия.
Каковы уже имеющиеся убытки портов, экспортеров и государства - выясняла ВВС News Украина.
Что происходит в Азовском море
На заседании СНБО 6 сентября были утверждены мероприятия, направленные на защиту национальных интересов Украины в Азовском море. Ведь с апреля этого года российские пограничники начали усиленно проверять суда, идущие в или из украинских портов.
Развитие ситуации в Азовском море, как заявил специальный представитель Государственного департамента США по вопросам Украины Курт Волкер, является "предметом серьезного беспокойства".
"Россия резко нарастила присутствие военных кораблей и проверяет корабли, которые входят и выходят (в море . - Ред. ) В такой агрессивной манере, как никогда раньше", - заявил он.
Экономические последствия для Украины
На побережье - в Бердянске и Мариуполе - расположены крупные порты, через которые на экспорт традиционно идет большая часть продукции металлургии - одной из главных статей украинского экспорта.
Как заявил президент Петр Порошенко в интервью Washington Post, "если они (российские военные . - Ред. ) Заблокируют судно с украинскими металлопродукты из Мариуполя на один день, то цена убытков составит тысячи долларов".
Согласно данным, предоставленным Министерством инфраструктуры на запрос ВВС News Украина, а также данным Администрации морских портов Украины, доходы обоих портов сократились. Если за январь-июль 2017 Мариупольский порт получил почти 783 млн грн доходов, то за то же время в текущем году эти доходы составили менее 637 млн грн.
Такая же ситуация и с портом в Бердянске - 105600000 грн доходов за семь месяцев этого года против 185500000 грн - в прошлом. То есть доходы упали более чем треть.
Доходы портов в Мариуполе и Бердянске
20172018
637
млн грн составили доходы Мариупольского порта в январе-июле 2018
783
млн грн составили доходы Мариупольского порта в январе-июле 2018
1056 млн грн получил Бердянский порт в январе-июле 2018
1855 млн грн получил Бердянский порт в январе-июле 2017
Однако если сравнить данные по объемам экспортных грузов, прошедших через эти порты, то цифры не являются однозначными.
если сравнивать общие данные 2018 и 2017 года, то эти объемы сократились примерно на 10% - как в Бердянске, так и Мариуполе. Однако уменьшение тоннажа перевалки экспортных грузов было и в прошлом году.
По состоянию на сейчас через Мариуполь идет 56% морского экспорта Украины, а через Бердянск - почти 2%.
Перевалка сухих грузов в Бердянске даже возросла. Именно в этих грузов относится и зерно. Его перевалка через Бердянский порт в 2018 выросла более чем на 20%, тогда как через Мариуполь - сократилась на 15%.
Однако доля этих портов в общем зерновом экспорте Украины является большой и колеблется от 15% до 2%. Хотя для самих портов зерно - один из главных продуктов переработки.
Значительно хуже картина с металлургическим экспортом.
Если в прошлом году через Мариуполь на экспорт за январь-июль прошло 35% украинских черных металлов, то в 2018 - за тот же период - только 27%. Особенно ощутимые потери Мариуполя в чугуне, перевалка которого сократилась на 50%.
Доля Бердянска в металлургическом экспорте сократилась с 335% до 13%.
Доля Мариупольского и Бердянского портов в металлургическом экспорте
20172018
27%
экспорта черных металлов прошло через Мариупольский порт в январе-июле 2018
35%
экспорта черных металлов прошло через Мариупольский порт в январе-июле 2017
13% экспорта черных металлов прошло через Бердянский порт в январе-июле 2018
335% экспорта черных металлов прошло через Бердянский порт в январе-июле 2017
Среди предприятий, экспортирующих продукцию через Азов - "Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича" и "Азовсталь", входящие в группу "Метинвест" из контролируемого Ринатом Ахметовым холдинга СКМ. Но там пока воздержались от комментариев что в имеющихся и возможных будущих потерь группы.
В НБУ среди причин падения экспорта металлургической продукции на почти 20% в июле этого года по сравнению с июлем прошлого называют именно задержки судов в Азовском море.
В 2017 экспорт металлов составлял до четверти общего товарного экспорта Украины.
0 комментариев