Несмотря на официальный сопротивление Еврокомиссии, крайне негативное отношение со стороны ряда европейских стран, а также США, проект строительства второй очереди газопровода "Северный поток" приобретает реальные очертания.
Речь идет о трубопроводе, который позволит пустить российский газ в обход Украины.
18 мая этот проект может стать одним из главных вопросов сочинской встречи Владимира Путина с немецким канцлером Ангелой Меркель.
За три дня до этого, 15 мая, на немецком побережье Балтийского моря начались подготовительные работы для прокладки газопровода.
После того, как в конце марта "Северный поток-2" получил окончательное "добро" от Германии, дискуссии по этому проекту обострились и проходят на самом высоком политическом уровне.
"Уже понятно, что этот проект с большой вероятностью может превратиться в реальность. Сегодня его будет гораздо труднее остановить, чем год назад", - говорит директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
Если говорить о формальных процедуры согласования проекта, то точка невозврата уже пройдена, утверждает председатель Центра глобалистики "Стратегия ХХ" Михаил Гончар. Хотя, как считает эксперт, "Газпрома" и его немецким партнерам еще рано "открывать шампанское".
Но даже несмотря на это "свою программу-минимум этот проект уже выполнил - расколол изнутри Евросоюз, более того, создал трещину по линии трансатлантической солидарности".
Вашингтон: что происходит?
Первая, но достаточно жесткая реакция на изменения в статусе европейского газопровода поступила из-за Атлантики.
"Германия подключается по трубопроводу в Россию, где будет платить миллиарды долларов за российские энергоносители. И я спрашиваю: что происходит?", - заявил президент США Дональд Трамп во время встречи с лидерами Балтийских стран в начале апреля.
Эти страны, а также Польша, и в некоторой степени, Дания и Швеция с самого начала выступают против "Северного потока".
По их мнению, этот проект имеет целью усилить политическое влияние России в Европе из-за углубления энергетических связей.
Официальная позиция Вашингтона заключается в том, что "Северный поток-2" представляет угрозу энергетической безопасности европейских партнеров США.
"Мы на стороне тех стран, которые выступают против" Северного потока-2 ". Мы считаем, что он не способствует диверсификации поставок энергоносителей и диверсификации маршрутов. Мы считаем, что для Европы является опасным зависеть почти 75% от поставок из одного источника. мы считаем, что в интересах энергетической безопасности Европы иметь разных поставщиков (энергоносителей) и различные маршруты поставок ", - заявляла в интервью ВВС News Украина специальный посланник Государственного департамента США по международным энергетическим вопросам Сью Саарньо.
Михаил Гончар считает, что именно за США остается "последнее слово" о будущем "Северного потока-2". Он напоминает о подписанном президентом Трампом закон 2017 года, где предусмотрены санкции в отношении этого проекта.
"Угроза американских санкций против компаний-подрядчиков сохраняется. Это именно тот фактор, который беспокоит как немцев, так и русских", - говорит Гончар.
Воспользуются США этим рычагом, станет ясно в течение ближайших недель.
"Американцы могут" поиграть "с русскими и откладывать введение санкций, чтобы" Газпром "максимально потратился. А потом Россия получит две трубы, но самому" Газпрому "будет" труба ", - говорит Михаил Гончар. Он не исключает ситуации, газопровод построят , но он не будет работать.
Россия: против политического давления?
Однако в России и тех европейских государствах, которые поддерживают проект (Италия, Франция, Австрия), считают, что позиция США определяется желанием освободить европейский рынок для поставок американского сжиженного г за.
Европейцам "вместо российского газа навязывается сжиженный газ из Соединенных Штатов, намного дороже", - объяснял в начале 2018 министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Москва также утверждает, что не намерен полностью лишить Киев транзита газа.
Президент России Владимир Путин во время визита в Австрию заявлял, что "Северный поток-2" не является конкурентом для украинского маршрута, добавив, что если "Украина представит экономически обоснованные условия использования своей газотранспортной с стемы, мы можем их рассмотреть ".
В чем будут заключаться эти условия, несколько пояснил глава "Газпрома" Алексей Миллер:
"Мы не говорим о том, что полностью перекроем транзит через территорию Украины. Другое дело, что это объемы, которые будут, несомненно, менее значительные", - сказал господин Миллер, уточнив, что речь пойдет о 10-15 млрд куб. м газа в год.
По 2017 Украина транспортировала в Европу 93 млрд кубов российского газа.
Тезис о готовности Москвы обсуждать условия сохранения транзита подтвердил и министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Главное, чтобы это было экономически обосновано, а не политически навязано", - сказал он.
"Когда говорят, что Украина не останется без транзита - и немецкая сторона, и российская - это не значит, что Украина должна радоваться этому заявлению", - предостерегает Владимир Омельченко.
В этом случае, считает эксперт, украинская ГТС нужна только в качестве технологической "подпорки" для "Северного потока-2".
"В пиковые нагрузки, особенно зимой или когда возникают аварийные ситуации, ремонтные работы, контрактные обязательства невозможно выполнить без украинской ГТС", - говорит Омельченко.
Но, добавляет он, сохранения такой большой системы на минимальной мощности будет "затратно для нас, а не для Германии и России".
Берлин: только бизнес и ничего личного?
Официальный Берлин все время настаивал на коммерческой сущности проекта.
И другие европейские страны обращают внимание, что именно Германия является конечным пунктом трубопровода из России, который позволит российскому "Газпрому" поставлять в Европу вдвое больше газа по этому маршруту.
Наконец, в консорциум по строительству «Северного потока» входят две важные немецкие компании, а возглавляет его бывший канцлер Герхард Шредер.
Однако 10 апреля Ангела Меркель признала, что проект может иметь и политическую составляющую.
Во время встречи с украинским президентом в Берлине она заявила, что реализация "Северного потока-2" не должна помешать транзита газа через Украину.
"Северный поток-2" невозможно, пока у нас не будет ясности, какова дальнейшая роль украинского транзита ", - заявила госпожа Меркель.
Похоже, что в конце этой недели, когда 18 мая канцлер Меркель встретится с президентом Путиным в Сочи, этот тезис вновь озвучат. Однако ясности с украинским транзитом пока нет, хотя видные представители немецкого правительства провели ряд путешествий между Берлином, Киевом, Москвой и балтийскими государствами.
11 мая министр иностранных дел Германии Хэй в Маас во время встречи со своими коллегами из стран Балтии озвучил идею создания консорциума, который бы позволил Украине сохранить свою роль транзитного государства. Однако никаких деталей этого предложения не сообщалось.
"Мы прилагаем мощных усилий, чтобы сохранить транзит газа через Украину и в будущем ", - заявил Маас в Паланге, куда он приехал после встреч в Москве.
Министр экономики Германии Петер Альтмаер, который 13-15 мая сначала посетил Киев, а затем Москву, заявил, что в споре по "Северному потоку-2" надо найти согласия между Украиной и Россией.
В Киеве он призвал выработать гарантии продолжения транзита российского газа через Украину.
"И на корпоративном уровне, и на официальном правительственном уровне Германия настроена на реализацию этого проекта. А позиция по сохранению транзита через Украину - не более чем чисто церемониально-ритуальная игра: мол, мы не забываем о вас, но делаем свое", - трактует такую активность Берлина Михаил Гончар.
Владимир Омельченко вообще придерживается мнения, что слова канцлера Меркель о "невозможности" "Северного потока-2" без транзита через Украину надо воспринимать буквально.
На самом деле госпожа Меркель говорила о технологической невозможности, говорит эксперт. И именно это Украина может по политической воли, обратить в свою пользу.
Брюссель: не поддерживает и обеспокоен?
Еврокомиссия последовательно утверждает, что не поддерживает "Северный поток-2".
"Северный поток-2" не способствует диверсификации источников и маршрутов поставок газа. Он не будет поддержан ЕС ", - заявлял в апреле во время визита в Киев руководитель Директората по вопросам энергетики Еврокомиссии Доминик Ристори.
В Еврокомиссии говорят, что если проект реализуют, он будет нарушать принципы Третьего энергетического пакета - прозрачности, недискриминационности и свободного доступа к энергоносителям.
Однако четкого ответа, как этому можно противодействовать, в Брюсселе не дают.
Ожидается, что в ближайшие дни Еврокомиссия и "Газпром" объявят о мировое соглашений в антимонопольной деле. Это дело началось с обысков в 10 европейских странах в 2011 году и угрожала "Газпрома" штрафом в 10% от оборота.
Михаил Гончар считает ожидаемую мировое соглашение одним из подтверждений того, что несогласие Еврокомиссии со строительством "Северного потока-2 "- лишь" вербальная негативная реакция ", которая не имеет практических последствий.
В свою очередь и ЕС, и Германия должны были склонять Россию к тому, чтобы открыть транзит среднеазиатского газа по своей территории.
"Если Газпром не хочет пользоваться украинскому маршруту и строит обходные газопроводы, пусть другие используют украинскую ГТС", - предлагает эксперт.
Он говорит, что это может быть как среднеазиатский газ, так и российский газ, который добывает не «Газпром», а другие компании. Например, нефтегазовая компания "Роснефть", которая давно добивается самостоятельного экспорта газа.
"Это в интересах ЕС и Украины - чем больше газа из разных источников будет на европейском рынке, тем лучше для потребителей. И мне странно, почему с европейской стороны вопрос не ставится именно так", - говорит Михаил Гончар.
Киев: труба как предохранитель вторжению?
Украинская власть называет "Северный поток-2" исключительно политическим проектом, призванным усилить политическое и экономическое влияние России на Европу.
"Извините за резкие слова, но" Северный поток-2 "- это политическая взятка за лояльность к России", - заявил украинский президент Петр Порошенко немецкой Handelsblatt в апреле этого года.
Что касается чисто экономических интересов Украины, то в Киеве называют преимущественно два последствия потери российского газа в украинской трубе: это 2-3 млрд долларов доходов и превращения в "лом" Украинская ГТС из-за потери транзита.
Кроме того, часто вспоминают и вопросы безопасности факторы - мол, если бы не транзит газа, поведение России в отношении Украины была бы намного жестче.
"Для нас существование этого маршрута поставки газа в Европу является определенным фактором обеспечения невторгнення Путина полностью в военном режиме на территорию Украины, и это то, что очень слабо понимают европейцы. По крайней мере, они хотят делать вид, что они это не очень понимают", - заявила заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль в интервью 5 телеканала.
В таких рассуждениях есть определенное рациональное зерно, говорит Владимир Омельченко:
"Безусловно, если бы транзитная зависимость (России от Украины) оставалась бы такой, как к строительству" Северного потока-1 ", то никакие военные действия невозможны были в принципе, поскольку Россия и наполнения ее бюджета полностью зависели от украинского транзита".
Михаил Гончар предлагает не забывать и о деньгах, которые сейчас Украина получает за транзит российского газа и может потерять, если и "Северный поток-2", и "Турецкий поток" будут реализованы.
"Конечно, апокалипсиса не случится от потери этих 2-3 млрд долларов. Но почему мы должны их терять? Мы их зарабатываем, а не получаем в виде финансовой помощи".
Первая очередь "Северного потока" заработала в 2011 году. Предполагается, что "Северный поток-2" позволит транспортировать в Европу дополнительные 55 млрд кубов газа в год.
Это означает, что в конце 2019-го, практически одновременно с завершением газового контракта между Украиной и Россией, старая и новая ветви "Северного потока" смогут транспортировать в Европу 110 млрд кубов газа.
Эти объемы являются лишь немного меньше пропускную мощность украинской ГТС и превышают нынешний транзит российского газа в Европу через Украину.
По данным Еврокомиссии, в 2017 Украина обеспечивает 44% поставок российского газа в ЕС. Еще 30% дал Северный поток, остальные - Беларусь.
Стоимость проекта оценивается в 10 млрд евро.
0 комментариев