До 1 апреля вместе с чиновниками и топ-чиновникам электронные декларации должны впервые представить общественные активисты, а также все те, чья деятельность связана с противодействием коррупции. При этом речь идет не только о гражданах Украины.
За три дня до завершения декларирования, и в первый день работы нового председателя Национальное агентство по предупреждению коррупции (Назка) на внеочередном заседании приняло разъяснения относительно того, кого именно касаются новые нормы.
Если обобщить, то по версии Назка, а о тех, кто:
Согласно разъяснениям Назка, требования закона касаются лиц, "непосредственно осуществляют систематическую общественную деятельность в сфере предотвращения коррупции". Поэтому на других - бухгалтеров, офис-менеджеров, уборщиц или поставщиков продовольствия - закон не распространяется.
С другой стороны, к антикоррупционной деятельности принадлежат также экспертная помощь в разработке правовых актов, просветительские мероприятия по предупреждению коррупции, даже сбор статистической информации и подготовка аналитических отчетов в этой сфере.
С полным текстом разъяснения можно ознакомиться здесь.
Обещания и критика
С тех пор, как год назад соответствующее требование появилась в украинском законодательстве, ее резко критиковали как представители ОО, так и международные партнеры Украины.
Президент Петр Порошенко обещал, что норма будет отменена. Однако предложенный им альтернативный законопроект подвергся критике Венецианской комиссии, а Верховной Раде не хватило голосов, чтобы отменить эту законодательную норму.
"Украинская власть не выполнила взятого ею обязательства", - такое заявление сделал за несколько дней до окончания срока подачи деклараций европейский комиссар по вопросам политики соседства Йоханнес Хан.
Он отметил, что такие действия Киева противоречат европейским стремлениям Украины: "Несостоятельность отменить распространение требования, установленной для государственных служащих, на представителей гражданского общества не соответствует европейским стремлениям Украины и настойчивым рекомендациям международных партнеров, в том числе ЕС", - говорится в заявлении, распространенном 28 марта.
Там также отмечается, что система деклараций об имуществе вводилась для того, или предупреждать коррупцию среди чиновников, общественные требования к которым есть другими, чем в общественных деятелей.
"Общественные активисты не являются государственными служащими, а потому введение требования представления деклараций только создает для них лишние обременения и давление, и подыгрывать тем, кто стремится разрушить усилия Украины эффективно бороться с коррупцией", - подчеркнул еврокомиссар.
Заместитель министра иностранных дел Елена Зеркаль заявила, что спор относительно электронных деклараций не угрожает безвизовому режиму с ЕС. В то же время она признала, что Киев не выполнил обещания, которое давал международным партнерам.
"К сожалению, действительно, несмотря на все наши обещания решить этот вопрос в течение года, этого не произошло, и это действительно оказывает негативное влияние на нашу репутацию", - заявила госпожа Зеркаль в эфире "Радио НВ".
Борцы с коррупцией и не только
Депутаты, которые не поддерживают отмену декларирования для борцов с коррупцией, говорят, что это вполне логично. Они акцентируют внимание на том, что активисты влияют на государственные решения, участвуют в формировании антикоррупционных органов, разрабатывают законопроекты, не говоря уже о том, что их деятельность финансируется через гранты международных доноров.
Активисты же воспринимают это как своего рода месть депутатов и чиновников за настойчивость во внедрении электронного декларирования, которое стало одним из действенных инструментов борьбы с коррупцией в Украине.
Блеск и нищета украинской элиты: о чем рассказали электронной декларации
Они также обращают внимание, что целый ряд лиц, напрямую связанных с государственными миллиардами, до сих пор не обязана подавать декларации. Это - топ-руководители крупных предприятий, полностью или частично принадлежат государству, - Государственной продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ), Турбоатома, Укртрансгаза, Надра Украины, Укргаздобыча, и тому подобное.
Председатель ОО "Центр противодействия коррупции" Виталий Шабунин подает свои декларации уже два года, хотя закон ранее не обязывал это делать. Он уверяет, что если соответствующие нормы и отменят, все равно декларировать свои доходы. Однако его больше беспокоит "атака на общественный сектор" в целом, а также на людей, которые сотрудничают с этим сектором.
"Мы декларировались, так и будем декларироваться. Как-то отобьемся", - заявил Виталий Шабунин на телеканале ZIK, предположив, что гораздо хуже будет тем, кто связан с борцами с коррупцией опосредованно, а также работает в регионах.
Закон действительно заставил декларировать имущество и лиц, очень отдаленно связанные с активистами-антикоррупционер. Например, это задело Киевскую школу экономики - один из двух учебных заведений в Украине, работающий по программе МВА. Почетный президент КШЭ Тимофей Милованов сообщил, что сейчас четыре члена Совета директоров школы подали в отставку.
Это президент Eurasia Foundation Хортон Биби Сентер, директор Стокгольмского института переходной экономики (SITE) Торбьорн Беккер, профессор Университета Дюка Чарльз Беккер и профессор Университета Южной Каролины Ричард Эриксон.
По словам Тимофея Милованова, теперь этому учебному заведению будет сложнее привлекать людей, которые имеют международную репутацию. Речь идет как о Совете директоров, так и о преподавании учебных программ.
"Проблема в том, что даже если за 10 или 15 лет мы не заплатили этим людям ни копейки за их работу в Раде, они все равно должны декларировать все свои доходы и активы. Они просто говорят:" Зачем мне это? ", - говорит господин Милованов.
он также добавляет, что к счастью, требования украинского законодательства не затронули Международную академическую совет учебного заведения, "ибо трудно представить письмо Нобелевского лауреата Роджеру Майерсону о том, что теперь он должен показать Украину все свои доходы".
.Дело в том, что при Киевской школе экономики существует Цент совершенствования закупок. Этот орган функционирует на гранты и анализирует государственных закупках, а следовательно, имеет отношение к противодействию коррупции.
Руководитель этого центра и вице-президент КШЭ Натали Шаповал, объясняет, что формулировка закона являются достаточно общими и расплывчатыми, а также не уточняют, касается это иностранцев. Следовательно, по желанию, отмечает госпожа Шаповал, они могут распространяться "даже на участников тренингов в рамках проекта, в названии которого есть слово" коррупция ", или же на преподавателей-иностранцев, которые участвуют в таких тренингах.
Как до этого дошло
Год назад, 23 марта 2017 депутаты приняли закон, которым освободили от представления деклараций рядовой и младший офицерский состав ВСУ. Однако при рассмотрении законопроекта в нем появилась норма о том, что декларации должны подавать общественные деятели в сфере противодействия коррупции, члены наблюдательных советов и кандидаты на выборные должности.
Оно не работает: е-декларирования зашло в тупик
22 марта 2018 депутаты, которые составляют электронные декларации еще с осени 2016 года, так и не вернулись к вопросу об отмене е-деклараций для активистов.
После этого парламент ушел на перерыв до 3 апреля.
Спикер Андрей Парубий хочет, чтобы вопрос электронных деклараций общественных активистов, а также отмена ответственности за их непредставление, было первым в повестке дня следующей пленарной неделе.
Хотите получать самые интересные материалы в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram !
0 комментариев