Украинский правительство определило приоритетными в 2018 году 35 законопроектов, которые должны способствовать улучшению бизнес-климата и ускорить рост экономики до 5-7 процентов ВВП. 12 марта президент Украины Петр Порошенко уже подписал один из законопроектов, входил в этот "весенний" пакет Кабмина и был принят Верховной Радой - "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». В этот день Порошенко также передал в парламент проект закона "О валюту", который, как заверил президент, "меняет логику процессов" валютного регулирования.
Валюта и инвестклимат
Опрошенные DW эксперты признают - украинские чиновники действительно подготовили для обработки Верховной Радой ряд важных инициатив. При этом, усилия президента были сосредоточены прежде всего на вопросе валютного регулирования, которое он хочет реформировать уже в ближайшее время и которое вылилось в передан в парламент закон "О валюту", рассказывает инвестиционный банкир компании Dragon Capital Сергей Фурса.
Борьба с выводом капитала: что еще должна сделать Украина
По мнению экспертов, любому Украинская надо дать возможность держать свои деньги за границей и инвестировать в иностранные активы. Зато Украина стоит наладить обмен информацией с налоговыми органами других стран. (21072015)
Еще одна ранее анонсированная президентская инициатива - введение налога на выведен капитал вместо налога на прибыль - оказалась временно заблокированной. Порошенко заявил, что не будет подавать соответствующий законопроект, хотя и остается его сторонником. Позже глава Администрации президента Дмитрий Шимкив написал в Facebook, что идея нового налога была поставлена на паузу из-за позиции Международного валютного фонда, который опасается стремительного падения доходов бюджета в случае изменения механизма налогообложения бизнеса.
Зато, в правительственном арсенале борьбы за звание флагмана реформ пакет из 35 инициатив, главное место среди которых занимают создания Службы финансовых расследований, введение института бизнес-омбудсмена, улучшения защиты прав кредиторов и валютная либерализация. Все они разделены на несколько условных блоков: защита прав бизнеса, дерегуляция и улучшения бизнес-климата, облегчение доступа к финансированию, прозрачного доступа к государственным ресурсам и поощрения инноваций.
По словам заместителя председателя Стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине Павла Кухта, все эти законопроекты на самом деле разные, и их объединение в тематические блоки очень условным. "Фактически, это ход для улучшения коммуникации для медиа и украинских граждан", - объясняет эксперт.
Несплошной позитив
Большинство из упомянутых выше законопроектов встретили положительные отзывы специалистов. Так, по словам старшего экономиста Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Владимира Дубровского, шаги по валютной либерализации крайне важны для оживления украинской экономики и привлечения инвестиций, ведь действующие слишком жесткие правила не просто не останавливают бизнес от вывода валюты из страны , Но стимулируют его делать это активно. "Тот, кто хочет вывести деньги, найдет схему, как это можно сделать. Но поскольку эти схемы требуют времени и дополнительных ресурсов, каждый раз бизнесмены выводят максимально возможные суммы", - говорит эксперт.
По словам Кухта, каждый из законов требует отдельного упоминания, ведь механизмы их влияния на украинскую экономику сильно отличаются. Так, дерегуляция сферы добычи газа позволит существенно увеличить объемы внутренней добычи голубого топлива и сделать Украину менее зависимой от внешних поставщиков. А законопроект "по улучшению инвестиционного климата в Украине" под номером 6540 по планам правительства, должно адресно решить проблемы бизнеса, которые влияют на положение в рейтинге Doing Business Всемирного банка и улучшить место Украины в нем, рассказывает эксперт. Среди важных инициатив эксперты также вспоминают законопроект по защите прав кредиторов, который должен способствовать разблокированию кредитования в стране.
Впрочем, некоторые инициативы правительства, по мнению собеседников DW, ничего общего с реформами нет. Особенно негативную реакцию вызывает инициатива по созданию так называемых индустриальных парков. Как Дубровский, так и Фурса не скрывают, что не у восторге от включения этого предложения в "весеннего" правительственного пакета. По словам последнего, эта инициатива является "явным лоббизмом». "Определенные финансово-политические группы просто" пробивают "себе льготы, а это, в случае успеха, нанесет удар по бюджету как напрямую, через уменьшение поступлений в бюджет, так и опосредованно - через удар по честной конкуренции", - рассказывает эксперт.
Борьба за налоговиков
Однако некоторые инициативы правительства могут оказаться заблокированными по политическим причинам. Такая судьба, по словам Фурсы, может постигнуть планы по созданию Службы финансовых расследований. Последняя, по словам Гройсмана, имеет взять на себя полномочия по расследованию дел в коммерческой сфере в СБУ, Национальной полиции, налоговой милиции и прокуратуры и отказаться от силовых методов в своей работе в пользу аналитических. Правительственный законопроект предусматривает, что подчиняться новая служба будет Кабинета министров. Впрочем, в Верховной Раде зарегистрирован еще один подобный законопроект - о создании Бюро финансовых расследований, рассказывает Фурса. "Эти документы в большинстве своих положений похожи, но во втором контроль над новым ведомством закреплено, прежде всего, за президентом", - добавляет эксперт, по мнению которого противостояние между Порошенко и Гройсманом в этом вопросе может привести к блокированию принятия обоих законопроектов.
Впрочем, в целом прогноз экспертов достаточно оптимистичным. Три из 35 законопроектов "весеннего пакета" уже успешно проголосован в Верховной Раде. Кроме уже упомянутых выше законов об обществах с ограниченной ответственностью и дерегуляции добычи газа, 6 февраля парламент принял закон о создании кредитного реестра НБУ, было одним из условий сотрудничества с МВФ и ЕС. "Весна только начинается - поэтому есть шанс принять большинство из этих законопроектов до конца этого года", - говорит Кухта.
Скептический бизнес
Украинский бизнес, зато относится к заявлениям власти крайне осторожно. Так, президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса, говоря о валютной либерализации и инициативы по дерегуляции, не отрицает их необходимости для облегчения работы предпринимателей. "Любые действия, направленные на либерализацию условий работы бизнеса, можно только поздравить", - объясняет он. Но, по словам Лисситсы, все эти меры, несмотря на весь позитив, не решают ключевых проблем украинских аграриев - отсутствие рынка земли и торможения приватизации. "Если государство хочет, чтобы агробизнес начал привлекать инвестиции в создание продукции с высокой добавленной стоимостью, надо решить фундаментальные вопросы - без них прогресса не будет", - говорит Лисситса в разговоре с DW.
О умеренный позитив говорит и владелец компании "Текстиль-Контакт" Александр Соколовский, который присутствовал на встрече Порошенко с бизнесом. По мнению предпринимателя, подписание закона об обществах с ограниченной ответственностью, передача в Верховную Раду закона о валюте и появление на сайте парламента законопроекта о создании Службы финансовых расследований шагами в сторону решения давних проблем украинского бизнеса. Но, по словам Соколовского, большим разочарованием для всех присутствующих на встрече была новость о том, что Порошенко отказался подавать в парламент законопроект о налоге на выведен капитал. Бизнесмен уверен, принятие этого закона может стать точкой опоры для роста экономики и улучшения бизнес-климата. "Впрочем, под общее вздох зала он (Порошенко - Ред.) Предложил продолжить дискуссии по этому вопросу. Но все прекрасно понимают, что такое" дискуссия "в нашей стране", - объясняет Соколовский.
0 комментариев