В Украине нет мощностей для безопасной утилизации батарей электромобилей
Электромобили экономные, простые в техническом обслуживании и не загрязняют воздух. Ездить на электрическом авто в Украине становится модным. В частности, президент Владимир Зеленский регулярно записывает видеообращение к избирателям, сидя за рулем американского электромобиля Tesla. Если новенькую Tesla стоимостью от 56000 долларов себе могут позволить далеко не все, то на более дешевые электроавто - прежде применяемые - все чаще пересаживаются даже таксисты. 2019 году в Украине, по данным Федерации работодателей автомобильной отрасли, зарегистрировали 7700 электромобилей. Это на 39 процентов больше, чем годом ранее. Стремительное развитие спроса на электромобили повышает актуальность вопрос об утилизации аккумуляторов, которые отработали свой ресурс. Тем более, что львиная доля электроавто, которые импортируются в Украину - в употреблении.
Опасное електросмиття
Литий-ионные аккумуляторы для автомобилей после пяти-восьми лет эксплуатации ощутимо теряют емкость. Большинство батарей, по данным производителей, за 10 лет теряют 25-30 процентов емкости, что делает их непригодными для работы в автомобиле.
Владимир Зеленский любит общаться с народом, сидя за рулем Tesla
Вскоре Украина может столкнуться с проблемой утилизации тысяч аккумуляторов, которые являются высокотоксичным мусором из-за содержания тяжелых металлов, таких как ртуть, кадмий и свинец. Эти металлы можно переработать для вторичного использования, а остальные веществ - безопасно утилизировать.
Однако это возможно только на высокотехнологичных заводах. Такие до сих пор является не во всех странах ЕС, хотя в Евросоюзе уже более десяти лет действует законодательство, которое обязывает производителей принимать отработанные промышленные и автомобильные батареи и передавать их на безопасное утилизацию. Больше всего таких заводов в Германии, а именно - шесть. Такую информацию DW предоставили в немецком Федеральном ведомстве по защите окружающей среды. Еще два крупных завода у Франции, по одному в Бельгии и Финляндии. Батареи из стран, где нет заводов по утилизации, должны быть надлежащим образом вывезены и утилизированы за рубежом.
Читайте также: Электромобили и защиту климата: экологические мифы и реалии
В Украине до сих пор нет ни одного завода, который бы имел сертификат на безопасное переработку и утилизацию батарей. Нет даже правовой базы, которая регулировала бы требования к такой сертификации. "На сегодня в Украине вопрос утилизации батарей автомобилей законодательно не урегулирован", - констатировал министерство энергетики и защиты окружающей среды, отвечая на запрос DW.
Аккумулятор электромобиля на заводе по переработке в Германии
В Пресс-служба ведомства отметили, что ожидают принятия Верховной Радой еще этой весной рамочного документа - Закона об управлении отходами, после чего можно будет перейти к принятию закона "О батареи и аккумуляторы". Этот закон еще прошлой осенью был зарегистрирован в парламенте, однако до сих пор не рассмотрен даже профильным комитетом. Документ должен приблизить украинское законодательство к законодательству ЕС, обязать потребителей сдавать батареи на утилизацию, а производителей - бесплатно принимать и отправлять в экологически безопасную утилизацию.
Кто платит е?
На данный момент в Украине можно сдать использованные батареи только в сервисных центрах тех производителей, которые официально продают новые автомобили через украинских дилеров. До сих пор свои электромобили на украинский рынок вывели только компании Renault, BMW и Hyundai. Но около трех четвертей электромобилей, которые ввозятся в Украину - в употреблении. И завозятся они не из официальных дилеров. В частности, самая популярная в Украине модель - Nissan Leaf - вообще официально не продается в Украине. "Ниссан Мотор Украина не отвечает за качество Nissan Leaf, которые были завезены в Украину неофициально, а также за утилизацию батарей таких автомобилей", - сообщил DW представитель украинского представительства Nissan Владимир Иванов.
В компании Renault, которая официально продает в Украине электромоделях Zoe, сообщили, что бесплатно принимают батареи только тех автомобилей, которые были официально проданы через собственную дилерскую сеть. Зато батареи от применяемых авто, которые были неофициально ввезенные из-за границы, в Renault не принимают и не хотят брать на себя ответственность за них.
Представительство Renault в Украине не хочет утилизировать батареи от Zoe, куплены не у официального дилера
Если в Украине будет адаптировано к европейскому законодательство, то производителей обяжут через дилеров принимать батареи всех электромобилей - где бы они не были куплены.
В украинском представительстве Renault с таким подходом не согласны. "Государству хорошо известно, что утилизация литий-ионных батарей отсутствует в стране. Мы считаем, что государство не может возлагать ответственность на" Рено Украина "за батареи бывших в употреблении автомобилей по закону", - отметила в комментарии DW пресс-секретарь компании Анна Сибекина.
В компании "АВТ Бавария", которая является официальным импортером автомобилей BMW, также не хотят бесплатно отправлять в Германию на утилизацию батареи авто, неофициально ввезенных в Украину. "В этом случае владелец батареи должен сам оплатить все расходы на возвращение батареи на завод", - отметила пресс-секретарь компании Елизавета Кутовая. Сколько именно стоит такая услуга, представительница "АВТ Бавария" не уточнила.
Недешевое удовольствие
Вывозить батареи границу - удовольствие не из дешевых. "Для соответствующего правилам транспортировки батарей в конце их жизненного цикла требуются специальные знания транспортников и принимающей стороны, специальные емкости и маркировки. Транспортировка опасных грузов должно происходить в соответствии с Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов по дорогам общего пользования (ADR)", - пояснили DW в немецком Федеральном ведомстве по защите окружающей среды.
В ведомстве отмечают, что и транспортировки, и утилизация требуют особой осторожности, в частности из-за опасности коротких замыканий и перегрева батарей. Повышенные меры безопасности при транспортировке аккумуляторов необходимы в случае их механического повреждения, в частности вследствие аварий: батарея может перегреться и загореться. Кроме того, возможна утечка едких, ядовитых и канцерогенных химических веществ.
Tesla без представительства и обязательств
Как показывает анализ таможенных деклараций в базе Importgenius, львиная доля ввезенных в Украину электромобилей - применяемые авто из США. По номерам кузова можно проследить, что авто обычно покупаются на онлайн-аукционах битых авто. Поскольку торговцы из Украины видят фотографии автомобиля, установить, была повреждена во время аварии батарея - невозможно. В Украине ввезенные автомобили рихтуються и продаются в несколько раз дороже.
Читайте также: Сооружение гигафабрикы Tesla под Берлином далеко не всем по вкусу
Особенно привлекательным является импорт аварийных автомобилей Tesla. На аукционах в США битый автомобиль этой марки можно купить за 13-20 тысяч долларов и после ремонта продать в Украине за 30-50 тысяч. Такие цифры вытекают из анализа авто по номеру кузова в архивах аукционов и на украинских сайтах по продаже автомобилей.
По данным Федерации работодателей автомобильной отрасли, автомобили Tesla вышли 2019 на второе место по продажам электромобилей в Украине с долей рынка в 15 процентов.
В европейском представительстве компании Tesla не ответили на запрос DW о том, куда украинцы могут сдать отработанные или поврежденные батареи. Компания Tesla нет в Украине ни представительства, ни официального дилера. Это означает, что даже после принятия закона об обязательном бесплатную утилизацию батарей, обращаться украинском будет некуда. А расходы на утилизацию батарей, если законопроект примут в нынешней редакции, лягут на плечи тех немногих производителей, которые официально будут продавать в Украине электромобили.
В компании Tesla не ответили на запрос DW об утилизации батарей в Украине
"Вопрос - не время"
Зато предприниматели, которые неофициально завозят в Украину автомобили Tesla, о рисках для окружающей среды и ответственность производителей предпочитают не говорить. "Этот вопрос - не ко времени. Выживание аккумуляторы после использования в авто еще долго можно использовать на других объектах", - отметил в беседе с DW Назар Шимоните-Давида, координатор Tesla Club Ukraine. Он импортирует новые Tesla с европейского завода через польскую компанию, не имея статуса официального дилера.
Действительно, после использования в автомобиле аккумуляторы можно использовать до десяти лет как накопители энергии, например, на промышленных объектах. Компания BMW, например, собирает отработанные батареи из своих автомобилей i3 на заводе в Лейпциге, где использует их в перемешку с новыми аккумуляторами для накопления энергии из солнечных батарей, установленных на заводе. Как сообщили DW в "АВТ Бавария", именно таким образом впоследствии будут использоваться и отработанные батареи официально проданных в Украине BMW и 3.
Везти за границу? Может выбросить?
Что же делать с "неофициальным" батареями? Например, от Tesla. Назар Шимоните-Давида советует пробовать продать. Это, впрочем, может быть сложно в случае батареи, поврежденной во время аварии. "Если будет надо, покупатель сможет сдать батарею в Польше", - говорит продавец "польских" Tesla.
Пока же вопрос ответственности автопроизводителей за все ввозимые в Украину батареи не решен, наиболее реалистичным сценарием может оказались выбрасывание на свалки.
0 комментариев