"Убивать старых женщин для меня было обычным делом. Они все умерли, там, у большой реки. Я прятал их, не дожидаясь, когда они умрут. Женщины меня боялись".
Это рассказ человека из племени Аче - коренного народа в восточном Парагвае, записанная антропологами Кимом Хиллом и Магдаленой Гуртадо.
Он пояснил, что бабушки помогали с домашней работой и детьми, но когда они становились слишком старыми, чтобы быть полезными для сантиментов не оставалось места.
Женщинам обычно отрубали голову топором, а в отношении мужчин в племени были другие нравы. Их отсылали прочь - и говорили никогда не возвращаться.
Обязательства мы перед старшими? Этот вопрос - старое как человечество.
И на него никогда не было однозначного ответа - по крайней мере, если учитывать обычаи уцелевших традиционных сообществ.
Как указывает другой антрополог Джаред Даймонд, обычаи Аче вряд ли можно назвать исключительными. Среди народности Куалонг, что живет в Папуа-Новой Гвинее, когда у женщины умирал человек, на ее сына полагался священный долг ее задушить.
В Арктике чукчи призвали стариков накладывать на себя руки, обещая вознаграждение в загробной жизни.
Но многие другие племена применяли совершенно иной подход: это были геронтократами, в которых молодежь выполняет приказы старших.
В некоторых племенах взрослые дети даже имеют предварительно пережевывать пищу для своих летних и беззубых родителей.
Впрочем, было и общее правило - пока ваш организм не предаст вас полностью, вы имеете дело.
Но в современном мире ситуация изменилась.
Многие из нас рассчитывает достичь определенного возраста, а потом получать пенсию - деньги от государства или наших бывших работодателей, не за текущую работу, а как признание наших прошлых заслуг.
Пенсии для солдат существовали еще во времена Древнего Рима - само слово "пенсия" происходит от латинского "выплата".
Но только в 19 веке они распространились далеко за пределы военных. Первую универсальную государственную пенсию ввели в Германии в 1890 году благодаря усилиям канцлера Отто фон Бисмарка.
Однако право на поддержку в старости до сих пор не общемировой практикой.
Почти треть пожилых людей в мире не имеют пенсии , А для многих других, кто же получает деньги, пенсия недостаточна для проживания.
Однако во многих странах целые поколения выросли с мыслью, что в старости о них позаботятся.
Однако в последнее время попытки оправдать такие надежды становится серьезным вызовом.
Эксперты по экономической политике уже давно предостерегают о кризисе пенсионной системы, которая назревает.
Проблема - демографическая. Пол века назад в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), клубе богатых стран, среднестатистическая 65-летняя женщина могла рассчитывать прожить еще около 15 лет. Сегодня она может ожидать на минимум 20.
Между тем, среднее количество детей в семье сократилась с 27 ребенка до 17 - то есть, уменьшается количество будущих работников.
В таких тенденций является как хорошие, так и плохие последствия.
Но для пенсионеров ситуация неутешительная - количество пенсионеров будет расти, а количество рабочих, которые платят налоги для их содержания, будет уменьшаться. В 60-х годах в мире было почти 12 рабочих на каждую пожилого человека. Сегодня их уже восемь, а к 2050 году будет всего четыре.
Сейчас и государственная, и частная пенсионные системы выглядят очень дорогими. Работодатели постоянно пытаются сделать свои выплаты менее щедрыми. Сорок лет назад большинство американских рабочих работали с так называемыми "установленными выплатами", то есть знали, какую пенсию будут получать. Сейчас таких меньше 10%.
Согласно новой схеме "определенного взноса", известная сумма, которую работодатель платит в пенсионный фонд, но не доход, который вы будете с него получать. Такие пенсии теоретически не должны быть меньше, чем по схеме с установленными выплатами - но они, как правило, именно такими и бывают - и часто намного.
Нетрудно понять, почему работодатели отказываются от определенных выплат - пенсионные обещания могут оказаться дорогими.
Вот, например, случай Джона Джейнвея, который воевал в гражданской войне в США.
Его военная пенсия включала выплаты для жены после его смерти. Когда господину Джейнвей был 81 год, он женился на 18-летней девушкой. Армия продолжала выплачивать пенсию вдовы Гертруде Джейнвей в 2003 году - почти через 140 лет после завершения войны.
Экономисты предсказывают будущие проблемы - значительное количество рабочих приближается к выходу на пенсию, и их трудовые пенсии могут быть меньше, чем они ожидали. Именно поэтому правительства во всем мире пытаются убедить людей делать собственные пенсионные сбережения.
Но убедить людей сосредоточиться на отдаленном будущем непросто. Один из опросов свидетельствует, что люди в возрасте до 50 лет называют выход на пенсию своей главной финансовой заботой почти на 50% реже, чем те, кому за 50.
Когда вы экономите деньги на покупку первой квартиры или обеспечиваете молодую семью, вряд ли вы будете чувствовать насущную необходимость откладывать деньги для пенсионера, которым вы когда-то станете.
Экономисты изобрели несколько разумных решений, например автоматическое привлечение людей к пенсионных схем, согласно которым пенсионные взносы повышаться за счет будущего повышения зарплат. Такие "подталкивание" работают достаточно хорошо - теоретически от этого можно отказаться, но взамен мы экономим деньги по чистой инерции.
Но они не решают основной демографической проблемы.
Никакие суммы сбережений не изменят того факта, что всегда будут нужны действующие работники, чтобы производить деньги для поддержки действующих пенсионеров - то через уплату налогов, аренду жилья, принадлежащего пенсионерам, или работу в компаниях, где основными акционерами являются пенсионные фонды.
Некоторые считают, что нам понадобится кардинально изменить наше отношение к старости. Звучат мнения о том, что саму пенсию стоит отправлять "на пенсию" . Возможно, как и наши предки, мы должны будем работать до тех пор, пока сможем.
В то же время то, чего ждать в старости - с любовью пережеванную пищу или топор возле головы - судя по всему, зависело от того, перевесит выгода, которую пожилые люди способны предложить племени, расходы на их содержание.
В таких племен, как Аче, расходы были выше - поскольку они много кочевали, а пищи часто было мало.
Современные общества по сравнению с ними богатые и малоподвижны - мы можем позволить себе высокие расходы на пенсии, если захотим.
Но есть и другие отличия. Когда мы полагались на старших, чтобы они сохраняли знания и учили молодых. Теперь знания быстро устаревают - кому нужна бабушка, когда есть школы и Википедия?
Можно надеяться, что давно прошли дни, когда уровень уважения к старикам зависел от баланса затрат и выгод. И все же, если мы считаем, что достойная старость - это право, возможно, стоит говорить об этом как можно четче и чаще.
Хотите получать самые важные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber !
0 комментариев