Премьер-министр Украины Алексей Гончарук возглавляет правительство с августа 2019
DW: Сейчас в Украине спекулируют о возможной отставке правительства Алексея Гончарука . Он уже более четырех месяцев у власти. Как Вы оцениваете этого прежние успехи?
Роберт Кирхнер (Robert Kirchner): Что касается экономики, то оценка того, что до сих пор можно было увидеть, очень положительная. Украина продемонстрировала 2019 один из самых высоких показателей роста ВВП последних лет - вероятно, около 35 процента в реальных цифрах. Это вряд ли, что хотел бы видеть правительство - цели гораздо более амбициозные. Так или иначе, а это явный тренд вверх. И если посмотреть на другие экономические показатели, то инфляция существенно сокращается - 4 процента соответствуют коридора, заложенном Нацбанком Украины, золотовалютные резервы в конце прошлого года существенно выросли, гривна существенно укрепилась в цене, что является свидетельством доверия со стороны инвесторов. Дефицит, заложенный в бюджет 2020 года, умеренный. Государственный долг в соотношении к ВВП снижается. Все эти показатели демонстрируют, что экономика развивается в правильном направлении. Конечно, это не только достижение правительства за четыре месяца, здесь роль играет и работа Нацбанка и предыдущего правительства. Но в любом случае, мы на правильном пути.
Роберт Кирхнер из Немецкой консультативной группы в Украине
Вы назвали наибольшие успехи. В каких сферах Вы ожидаете от правительства Украины решительных активных действий?
Описанный мной макроэкономическое развитие положительный, а потому важно, чтобы он продолжался дальше. То есть нельзя расслабляться, а нужно дальше работать над тем, чтобы фискальная, денежная политика и т.д. были такими, чтобы эти успехи оставались. Где нужны активные действия, чем в прошлом, так это структурные реформы. Здесь следует назвать земельной реформе, о которой много говорят и которую десятилетиями откладывали, что привело к ситуации, когда Украина превратилась в страну-исключение. В большинстве подобных государств мира торговля землей не является какой-то проблемой, это имеет положительный эффект на экономику. В Украине есть первые попытки это сделать, соответствующий законопроект был поддержан в первом чтении - это уже большой успех . Но сейчас речь идет к тому, чтобы довести эту реформу до конца, то есть вынести закон на второе чтение и принять его. И здесь решающим будет то, как, впрочем выглядеть закон, пока это непонятно. К примеру, в вопросе, смогут участвовать в торговле землей иностранцы, при каких условиях. Правительству следует сконцентрироваться на том, чтобы найти модель, которая в конечном итоге помогла также и ускорить экономическое развитие, чтобы правительство достиг показателей, близких к поставленным в правительственной программе целей.
А кроме этого?
Вторая тема - это реформа государственных предприятий, где до сих пор существует много неэффективности, расточительства, что государство должно изменить и где в последние годы было мало сдвигов. Поэтому хочется ожидать, что этот процесс получит новый импульс прежде всего от команды министра экономики Тимофея Милованова . И третье - это правовая защита инвесторов, чрезвычайно важно. Если в Украине хотят надолго улучшить инвестиционный климат, и здесь уже есть определенный прогресс, то нужно заняться судебной реформой. Это нужно и для того, чтобы в большем объеме привести в Украину иностранные инвестиции. Ведь в последние годы приток иностранных инвестиций в Украину был скорее низким. Правительство поставило себе целью увеличить этот показатель до 50 млрд долларов в течение пяти лет. Без правовой защищенности достичь этой цели не удастся. Пока мы видим, что Украина не реализовала свой потенциал в том, что касается прямых инвестиций.
Вы затронули вопрос земельной реформы. Каким Вы видите в конце концов рынок земли в Украине - полностью свободным, а также для иностранцев?
Я с большим пониманием отношусь к тому, когда в начале такой реформы устанавливаются какие-то ограничения, которые со временем снимаются, когда выясняется, что многие опасения не оправдались. Лучше так, чем наоборот. Но полностью исключать иностранцев и ставить их участие в рынке земли затем на референдум Я не уверен, что это реалистичный подход в наше время, и это касается не только Украины. Я думаю, что прежде всего сами украинцы должны быть заинтересованы в том, б спрос на их землю был очень большим, и этот спрос часто происходит из-за рубежа, так почему их исключать? В конце концов, это средства, которыми в конечном итоге смогут пользоваться украинцы. Другое дело - смотреть, чтобы это не были люди, которые только хотят спекулировать землей на рынке. Но это касается так же и украинский, ведь среди них так же могут быть потенциальные спекулянты. Поэтому нужно создать механизмы, чтобы предотвратить это. Ведь есть много иностранцев, которые инвестируют в Украину, создают рабочие места, в том числе в аграрном секторе, и мне бы хотелось скорее видеть больше таких примеров, чем меньше.
На этой неделе в Украине активно обсуждали высокие зарплаты членов правительства , Которые возмутили многих граждан. Премьер Гончарук защищает такой подход, мотивируя его борьбой с коррупцией. Действительно ли это действенный метод?
Одних зарплат для того, чтобы удержать людей от коррупции, по моему мнению, недостаточно. В то же время понятно и то, что хорошим специалистам надо платить хорошие зарплаты. Я думаю, что каждый член правительства должен альтернативные возможности работы в частном бизнесе, где зарплаты зависят от качества работы. Страна не выиграет от того, если символически оплачивать работу людей на протяжении многих лет.
Это может работать временно, например, после евромайдан многие сознательно отказывался от зарплаты. Но это можно рассматривать только как переходное решение. Ведь министр должен отвечать за многотысячный штат сотрудников и распоряжаться миллиардным бюджетом. И это должно оплачиваться так же, как и на частном предприятии, где царят подобные условия. Конечно, здесь речь идет о бюджетных деньгах. Но здесь стоит скорее пытаться повысить эффективность работы государственного сектора, ведь частично в учреждениях и министерствах работает больше людей, чем нужно. Тогда повысить зарплаты можно не только руководству, но так же и для других сотрудников. То есть, я бы не выделял вопросы оплаты труда министров в отдельную тему, а рассматривал ее в контексте структурной реформы госсектора, где растут зарплаты.
0 комментариев