Здание Кабинета министров Украины (фото из архива)
В минувшее воскресенье премьер-министр Алексей Гончарук и Министерка финансов Оксана Маркарова представил на брифинге проект государственного бюджета на 2020 год . В представленных чиновниками документах некоторые показатели при этом противоречили их недавним обещаниям. Так, в презентации Кабмина отмечается, что в последующие три года украинская экономика будет расти темпами от 33 процента до 41 процента. В то же время, еще недавно Гончарук заявлял, что стремится 40 процентов роста ВВП всего лишь за пять лет. DW уже писала , Что для этого украинская экономика должна ежегодно добавлять на семь процентов.
Впрочем, представив проект бюджета, премьер поспешил предупредить, что документ не учитывает "подавляющее большинство" идей, с которыми команда президента Владимира Зеленского шла на выборы. Он добавил, что пока не принята программа правительства также повлиять на окончательную версию документа. DW разбиралась, зачем правительство подало бюджет, он все равно собирается менять, и каковы предварительные финансовые планы правительства.
Логика предшественников
Заместитель директора Центра экономической стратегии (ЦЭС) Мария Репко отмечает - в такой готовности кабмина менять собственноручно внесенный в парламент документ нет ничего удивительного. По ее словам, бюджетный кодекс требует от правительства предложить Верховной раде проект бюджета до 15 сентября. Поэтому то, что это произошло в выходной день, - это следствие внесения бюджета в последний возможный для этого момент. "В истории парламента были случаи, когда бюджет вносили, а затем почти сразу отозвали, чтобы выполнить эту формальность", - рассказывает експертка.
Инициативы новой власти еще могут серьезно "перекроить" бюджет
При этом, по словам председателя экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Бориса Кушнирука, предложенный документ в основном продолжает логику формирования бюджета, которой руководствовалось правительство предшественников Гончарука. Так, по словам экономиста, сохраняется тенденция к уменьшению бюджетного дефицита, а макропоказатели, на которых базируются цифры в документе, остаются достаточно консервативными. Впрочем, несмотря на противоречие обещаниям премьера о быстрый экономический рост, Кушнирук такой осторожный подход только приветствует: "Большие цифры были бы нереалистичными".
Гончарук: Новое правительство планирует провести "глубокую" налоговую реформу
По словам Репко, сохранения логики предыдущего правительства связано не только с тем, что Министерка финансов Оксана Маркарова работала на этой должности и с Гройсманом, но и тем, что бюджетный процесс в Украине начинается еще в мае. Именно тогда чиновники начинают делать прогнозы на следующий год относительно курса гривны, рост ВВП и других показателей. "Отсюда в предложенном бюджете курс доллара в 282 гривны, и осторожны цифры роста ВВП", - объясняет Репко. По ее словам, эти прогнозы могут быть пересмотрены разве что ближе к концу года.
Точки роста
Доходы будущего бюджета на данный момент запланированы на уровне в 10795 миллиарда гривен, а расходы достигнут 1170000000000. Но несмотря на то что в абсолютном значении дефицит бюджета увеличится почти на пять миллиардов, до 951 миллиарда гривен, по сравнению с предыдущим годом в процентах к ВВП это, наоборот, будет уменьшением - с 228 до 209 процента. Увеличение макропоказателей позволит также увеличить расходы по большинству статей в абсолютных цифрах, отмечают эксперты. Также в новом бюджете предполагается увеличить минимальную заработную плату на 550 гривен до 4723 гривен, и позаимствовать течение года меньше, чем вернуть долгов - 380000000 000 и 4381 миллиарда гривен соответственно. Это, по словам Маркаровой, должно позволить снизить госдолг до конца 2020 года до отметки в 467 процентов от ВВП. Для сравнения, в бюджете на текущий год этот показатель составляет 522 процента от ВВП.
Оксана Маркарова продолжает пока сохраняет подход предыдущего правительства к бюджетному планированию
Одним из приоритетных направлений увеличения финансирования новый министр инфраструктуры Владислав Криклий назвал дороги. По его словам, в следующем году дорожную отрасль пойдут рекордные 744 миллиарда гривен. На 2019 было выделено 56000000000 также было на 83 миллиарда больше цифры 2018 года.
Обманчивы цифры
Впрочем ряд показателей в новом бюджете беспокоит экспертов даже на этапе его предыдущей презентации. Так, по словам Кушнирука, уменьшение планов по поступления от приватизации, которые несколько лет подряд находились на уровне 17000000000 гривен до 5000000000 достаточно противоречивым. С одной стороны, отмечает экономист, предыдущие амбициозные показатели никогда не выполнялись. С другой, на фоне планов новой власти по масштабной приватизации такой шаг назад может свидетельствовать о том, что на самом деле прорыва в этом вопросе ожидать не стоит. "На фоне сообщений о появлении интересов приближенных к новому президенту людей в ряде госпредприятий, эта новость вызывает беспокойство", - отмечает Кушнирук. В Минфине, однако, отмечают, что цифра была уменьшена до "реальной" учитывая подготовку объектов.
Также Репко обращает внимание, что лучше общую ситуацию демонстрируют цифры не государственного бюджета, а так называемого сводного, учитывающий цифры местных бюджетов. При добавлении этих показателей картина в соотношении многих расходов с цифрами предыдущих лет меняется. Так, согласно расчетам ЦЭС, расходы на образование и медицину, несмотря на рост в абсолютных цифрах на 114 миллиарда и 49 миллиарда гривен соответственно, составлять меньшую долю от ВВП по сравнению с бюджетом за предыдущий год. Они уменьшатся на 04 процента и 03 процента соответственно. А расходы на оборону в проекте уменьшатся даже в абсолютных показателях - с 1061 миллиарда гривен в бюджете за 2019 в 1039 миллиарда в проекте бюджета на 2020 год. Зато на внутреннюю безопасность, судебную власть и обеспечения общественного порядка пойдет ощутимо больше денег - 1659 миллиарда гривен, вместо 139000000 000.
Расходы на новые вооружения для украинской армии остались на прежнем уровне
Заместитель Института мировой политики Николай Белесков замечает, что даже без уменьшения расходов на вооруженные силы в абсолютных числах, одно только сохранение их на прежнем уровне было бы шагом назад. "С учетом инфляции даже те же деньги через год будут означать меньшее количество ресурсов". Он также обращает внимание на инициативу правительства выделить Совете национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины 28000000000 гривен с экзотическим формулировкой "нераспределенные расходы на национальную безопасность и оборону". По словам Белескова, СНБО не является исполнительным органом власти и выполняет совещательную функцию при президенте Украины, что заставляет сомневаться, имеет СНБО полномочия распоряжаться этими средствами. Также для сравнения эксперт вспоминает, что раньше на работу аппарата совета выделялось только 177000000 гривен в год, а все средства на военные вооружения в проекте бюджета 2020 составляют лишь 17000000000 гривен. "На эти деньги много оружия не приобрести, но дополнительные средства идут почему-то в СНБО", - говорит эксперт.
Возможны изменения
Впрочем все выше цифры могут уже вскоре претерпеть изменения, отмечает Репко. Об этом свидетельствуют не только заявления премьера, но и масштабные инициативы новой власти в налоговой сфере и другие анонсированные реформы. Експертка уже сейчас предостерегает чиновников от неоправданного оптимизма: "Если в итоге бюджет решат станки выходящие со слишком радужного прогноза экономического роста, например, в пять процентов, это будет серьезным поводом для беспокойства".
0 комментариев