Посадка на рейс лоукостера Ryanair в аэропорту Франкфурт-Ган
В перечне десяти крупнейших европейских загрязнителей углекислым газом на первых девяти местах нет никаких неожиданностей: угольные электростанции следуют друг с другом. Семеро из них расположены на немецкой территории. Только на десятом месте идет не производитель электричества, а вторая по величине авиакомпания Европы - Ryanair.
Только двух авиапутешествий в пределах Европы в год достаточно, чтобы на одного человека уже приходилось бы более половины из максимально допустимых по оценкам научного совета немецкого правительства 27 тонн годовых выбросов СО2. Соответственно, Ryanair несет благодаря своим смехотворным ценам существенную часть ответственности за то, что в Европе и мире так много людей выбирают авиаперелеты.
Депутаты ХСС в немецком Бундестаге теперь хотят бороться против "демпинга" лоукостеров. "Билеты по девять евро для перелетов по Европе не имеют ничего общего ни с рыночной экономикой, ни с защитой окружающей среды", - заявил председатель парламентской группы Христианско-социального союза (ХСС) Александер Добриндт (Alexander Dobrindt) газете Bild. Поэтому на билеты, дешевле 50 евро, имеет накладываться "штрафной налог". Вряд ли этот налог таки введут. Но это вызывает вопрос - действительно время дешевых перелетов подходит к концу?
Билеты уже подорожали
С исторической точки зрения, бюджетные авиалинии - это продукт ЕС, который с 1987 года последовательно либерализировал европейские авиасообщения и сделал выход на этот рынок для частных компаний. Годами клиенты привыкали к чрезвычайно низких цен, которые были доступны при надлежащей заблаговременности и гибкости в выборе путешествия. Впрочем, в последние несколько лет борьба на тесном рынке дешевых авиаперевозок становилась все ожесточеннее. Такие компании как Air Berlin, Germania или WOW этой конкуренции какой-то момент просто не выдержали и обанкротились.
Air Berlin - одна из компаний, которые не выдержали конкуренции на рынке лоукостеров
Билеты уже стали дороже, подтверждает Франк Фихерт (Frank Fichert), профессор туризма и транспорта в Высшей школе Вормса. "Мысль о том, что с лоукостерами все путешествуют по 999 евро ошибочно, - рассказывает он в разговоре с DW. - Эту цену платит лишь очень небольшая доля пассажиров, но даже они обычно вынуждены платить больше за билет обратно". Обычно по такой цене путешествует лишь небольшая доля пассажиров, разница в цене компенсируется дороже билетами, которые покупает остальные пассажиры. В Ryanair средняя цена перелета составляет около 40 евро. Но обычно к этой сумме добавляются дополнительные платежи за услуги вроде багажа или резервирования мест, составляющих в среднем еще 15 евро на один перелет. "Если вы путешествуете Ryanair туда и обратно, вы в среднем платите за это 110 евро", - резюмирует Фихерт.
МВФ стремится введения во всем мире налога на углекислый газ
"Не стоит забывать, что цена в 999 евро, как и любая удачная акционное предложение, имеет сильный рекламный эффект", - рассказывает эксперт. "Человек думает, что у Ryanair для него найдется предложение по 999 евро, находит лишь по 2999 евро, но бронирует ее все равно", - объясняет этот механизм Фихерт, напоминая, что чем ближе дата перелета, тем выше цена.
Налогообложение полетов - но как?
Авиабизнес требует очень высоких затрат на обслуживание самолетов, персонал и топливо. Поэтому перевозчики могут только тогда работать с прибылью, когда воздушные суда перевозят достаточное количество пассажиров. Расходы на одного пассажира, например возмещение аэропортам, по словам Фихерта, составляют лишь незначительную часть цены билета. В Германии, кроме этого, уплачивается авиационный налог в размере от 738 евро до 4149 евро для длинных перелетов.
При внутригерманской перелетах добавляется еще 19 процентов налога на добавленную стоимость (НДС). Перелетов за границу это не касается. Поскольку авиапутешествиях основном является международным бизнесом, облагать авиалинии налогами так, чтобы при этом не нанести вреда собственным интересам, крайне трудно. Если Германия начнет собирать налог на добавленную стоимость с международных перелетов, в то время как другие страны этого не делать, это приведет к тому, что немецкие транзитные аэропорты начнут терять рейсы в пользу Амстердама, Брюсселя или Лондона.
Авиаперевозки требуют постоянных высоких затрат на обслуживание самолетов и персонал
Даже введение НДС по всей Европе приведет к негативным последствиям для отдельных стран, так как размер этого налога отличается от страны к стране. Вместо этого уже долгое время предлагают запровадты общеевропейский налог на керосин, который уже успела предварительно рассмотреть Еврокомиссия. Впрочем страны, где туризм является важной частью прибыли, будут иметь все причины, чтобы заблокировать это новшество. "Греция борется с Турцией за туристов, - говорит Фихерт. - И хотя это даст им дополнительные налоговые поступления, но и снизит поток туристов".
Поэтому гораздо более вероятной профессор считает возможной "коалицию заинтересованных", среди которых он вспоминает Нидерланды, Францию и Швецию: "С помощью двусторонних соглашений эти страны могли бы вместе ввести налог на керосин. Но это имело бы смысл только в случае, если бы хотя бы одна страна с самыми высокими в мире показателями в сфере авиапутешествий, например Германия, присоединилась бы к этой идее ".
Полеты и климат
Такой налог и как следствие высокие цены должны быть инструментом для предотвращения увеличения ущерба окружающей среде от авиации. Сфера авиапутешествий мощно растет по всему миру - с 2020 года ее представители хотят делать это без последствий для окружающей среды. Впрочем электрические самолеты и топливо из возобновляемых источников - все это пока остается на ранних стадиях разработки.
Электрические самолеты пока остаются далекими от массового применения
Отсутствие рыночных альтернатив ископаемым видам топлива приводит к тому, что достичь поставленных целей можно многом благодаря компенсациям за выбросы углекислого газа , Говорит Фихерт. Это означает, что авиалинии будут отдавать средства фондам, тратить деньги на высадку лесов, развитие возобновляемых источников энергии и другие полезные для окружающей среды мероприятия. Впрочем, пока эти проекты начнут приносить ощутимые результаты для климата, также пройдет много времени, а самолеты и в дальнейшем увеличивать концентрацию углекислого газа в атмосфере с каждым перелетом.
Этому не сильно помешает и предложение Добриндта по налогу на дешевые перелеты. Франк Фихерт считает это невозможным по техническим причинам и добавляет: "Для рыночной экономики не очень хорошо, когда предприятиям указывают, по каким ценам им надо продавать свои услуги".
Впрочем, есть большие сомнения, что этот налог кто собирается всерьез обсуждать, хотя в Социал-демократической партии Германии (СПДГ) и назвали его "шагом в правильном направлении". На самом деле критику по этому налогу можно услышать и от однопартийцев Добриндта. В министерстве транспорта ФРГ, которым также руководит представитель ХСС, уже заявили, что перед введением любых инициатив надо дождаться результатов общественного обсуждения.
0 комментариев