С подписания соглашения между украинскими аэропортами и Ryanair украинская власть сделала торжественное событие - это уже вторая попытка авиакомпании зайти на рынок
Со второй попытки, но ирландская авиакомпания Ryanair все же решила выйти на украинский рынок. Ожидания были настолько высокими, что еще за два дня до подписания соглашения между лоукостером и украинскими аэропортами "Борисполь" и "Львов" премьер-министр Владимир Гройсман поспешил первым анонсировать это событие во время заседания правительства. А само подписание в пятницу, 23 марта, выглядело как торжественная церемония - с участием президента Украины Петра Порошенко.
В результате Ryanair значительно увеличил общее количество рейсов в украинском направлении, чем планировалось во время первой, провальной, попытки выйти на рынок перелетов страны в 2017 году: с восьми до 15. Впрочем, для того, чтобы привлечь лоукостер, украинским аэропортам пришлось пойти на существенные уступки. По словам директора по развитию аэропорта "Борисполь" Максима Волошина, ирландской компании была предоставлена скидка в 80 процентов на два портовых сборов. Но премьер Гройсман сразу же поспешил защищать результат переговоров. По его убеждению, внедрение новых скидок не только для Ryanair, но и других авиаперевозчиков, уменьшит их расходы на обслуживание в аэропорту. "И здесь необходимо отследить, чтобы это положительно сказалось на стоимости авиабилетов", - отметил премьер на заседании правительства.
Киевский аэропорт "Борисполь" пошел на значительные уступки ради подписания соглашения с Ryanair
Ценовая война
В разговоре с DW министр инфраструктуры Владимир Емельян заверил: именно снижение цен на авиабилеты и увеличения доступности авиапутешествий для украинских и было одной из главных задач украинской власти во время поиска путей обеспечить приход на украинский рынок ирландского лоукостера. "Теперь продажа билетов стартует с десяти евро, то есть около 300 гривен (по нынешнему курсу - около 325 гривен. - Ред .), А эта сумма уже доступна для многих украинский", - объясняет министр. Впрочем, по его словам, дело не только в самом Ryanair, но и в конкуренции, которую оживляет появление новых игроков. В качестве примера такого влияния Емельян приводит решение другого лоукостера, венгерской компании Wizz Air, что уже много лет осуществляет авиаперевозки между Украиной и рядом стран Европы, снизить цены на 30 процентов сразу после объявления новости о подписании соглашения с ее конкурентом.
Из-за забастовки в Ryanair впервые заявили о признании профсоюзов пилотов
Ирландская авиакомпания Ryanair надеется согласовать создание профсоюзов уже в следующем году. Ранее Ryanair не признавал профсоюзы. (15122017)
В то же время директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий призывает не быть слишком оптимистичными в оценках. Ведь значительная разница будет, по его словам, заметной только в первые месяцы после появления Ryanair. "Обычная европейская практика такова: когда лоукостер заходит на рынок, он решает ценовую войну, и тогда цена действительно падает в разы", - говорит эксперт. Впрочем, позже, по его словам, когда становится ясно, какую долю рынка удалось таким образом закрепить, цены понемногу растут до уровня рыночных, особенно на тех направлениях, из которых удалось вытеснить конкурентов.
Достаточно спокойно смотрит на ситуацию с будущей стоимостью билетов в долгосрочной перспективе и бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. По его словам, все авиакомпании, включая лоукостерами, используют динамическое ценообразование, когда сложные алгоритмы путем анализа спроса определяют, сколько билетов и по какой цене предлагать. "Именно поэтому в самолете рядом в двух креслах могут сидеть пассажиры, летящие за 25 и за 250 евро", - объясняет эксперт. Промотарифы - когда цена на уровне нескольких десятков евро - на самые популярные туристические направления в нормальной ситуации возможна лишь на неудобное время и в низкий сезон, говорит Кава.
Игра на вылет
Опрошенные DW эксперты отмечают - несмотря на агрессивную политику Ryanair, другим авиакомпаниям на украинском рынке пока еще ничего не угрожает. Так, Емельян уверен, что резерв для роста еще далеко не исчерпан. По его словам, это хорошо показывает пример компании Qatar Airways, что, несмотря на недешевые билеты, после появления в Украине имеет переполнены рейсы. А для украинской компании МАУ, отмечает министр, появление Ryanair может открыть дополнительные возможности. Благодаря хорошо развитому азиатском направлении украинский авиаперевозчик сможет "пидхполюваты" пассажиров, прибывающих в Киев ирландским лоукостером, чтобы путешествовать дальше, говорит Емельян.
Немного тяжелее придется венгерской WizzAir, добавляет Кава. "После смены стратегии Ryanair активизировался на тех направлениях, на которых зарабатывают венгры", - объясняет эксперт. Поэтому в итоге на некоторых маршрутах может остаться только один из перевозчиков, предупреждает он. В то же время Ланецкий убежден, что гораздо большую опасность Ryanair несет для небольших компаний, которые имеют гораздо меньше резервов, чтобы выдержать длительное противостояние.
По словам украинского министра, шеф Ryanair Майкл О'Лири уже отчитался ему: львиная доля билетов в Украине продана
Ловушка для аэропортов
По словам Емельяна, шансы на то, что Ryanair не остановится на достигнутом и будет расширять географию полетов из Украины, являются чрезвычайно высокими. Министр предупреждает: появление новых украинских городов на карте ирландского лоукостера будет зависеть от того, как другие аэропорты вести переговоры с Ryanair и успешности первых месяцев работы авиакомпании. "Хотя по второму, я уже получил письмо от руководителя Ryanair Майкла О'Лири о том, что в течение первых дней продажи билетов значительная их доля уже была раскуплена", - рассказывает Емельян. Он уверен: на будущие рейсы ирландского лоукостера вполне могут претендовать также Днепр, Одесса и Харьков.
Зато по словам Ланецкого, для развития украинских аэропортов приход Ryanair может иметь и косвенные негативные последствия. Снижение тарифов "Борисполя" приведет к значительной потере поступлений, которые можно было бы направить на развитие авиационной инфраструктуры, говорит эксперт. По его предварительным оценкам, за эти деньги можно было восстанавливать по несколько аэропортов в год. Ланецкий уверен: одной из причин, почему международные авиакомпании не летают в многих украинских городов, является заброшенные аэропорты.
0 комментариев