Максим Нефедов вскоре возглавит новую украинскую таможню
DW: Вы заявляли, что за 25 месяца реально перезапустить таможню. А за какой срок Вы беретесь продемонстрировать реальные изменения?
Максим Нефедов: Конечно, полная реализация плана, который я представлял перед конкурсной комиссии и который я выложил в интернет, наверное, займет примерно два-два с половиной года. Потому что есть вещи, которые требуют изменений в законодательство. Есть вещи, которые требуют заключения международных договоров. И, наконец, нужно в некоторых случаях банально строить таможенную инфраструктуру: лить бетон, строить здания, ставить сканеры, весы, камеры распознавания лиц и тому подобное. Но есть довольно много вещей, где изменения можно будет увидеть довольно быстро.
Можете ли Вы назвать три какие-то конкретные и реалистичные пункты, которые можно выполнить быстро?
Понятно, что надо строить максимальное количество электронных сервисов . Уже кое-что сделано. Но хочется, чтобы уже была полностью электрона таможня. И, соответственно, и государственный орган, и сами таможенные инспекторы, которые там работают, и граждане, и бизнес, который с ними общается, в 90 процентов случаев не должны были общаться друг с другом наглядно, передавать друг другу какие-то бумажки. Все было бы в электронном виде и путем обмена реестров.
Во-вторых, хочется изменить кадровый состав таможни. Речь не идет об увольнении каких плохих людей и наем каких хороших людей. А речь идет о комплексной организационную, административную, кадровую реформу. Начиная с того, кого мы снимаем, откуда мы снимаем этих людей, как мы их адаптируем, как мы их учим, которая у нас политика подготовки или наоборот освобождения, что мы делаем с оплатой труда. Потому что я абсолютно откровенно могу сказать, что с базовой зарплатой таможенника в шесть тысяч гривен мы можем только мечтать о том, что мы как-то с рынка наберем лучшие кадры, которые будут успешно противостоять соблазнам заработать миллионные взятки.
Третий блок - это, конечно, таможенная инфраструктура, потому что когда на таможне есть очереди, когда там ужасные условия работы и нет реальной возможности хорошо предоставлять услуги, то, с одной стороны, это стимулирует коррупцию - каждый в очереди хочет заплатить, чтобы пройти первым . А во-вторых, это, конечно, демотивирует самих работников, так как любому человеку трудно работать в таких сложных условиях. И, понятно, что надо добавлять технические средства контроля - те же сканеры, системы распознавания лиц, автоматические весы, автоматическое распознавание номерных знаков, тепловизоры и др. Потому что есть виды нарушений, с которыми очень трудно бороться организационными методами. С ними надо бороться техническими средствами.
По разным данным, коррупция на таможне съедает примерно пять миллиардов долларов госбюджета. Как Вы будете бороться с контрабандой на Востоке и Западе страны? Есть ли какая-то разница в зависимости от региона?
У нас создана, с моей точки зрения, совершенно не оптимальная структура, когда у нас есть 26 региональных таможен, которые конкурируют между собой. Неизвестно, чем они конкурируют, каким ставкам неформальными за растаможку для клиентов, так сказать. С другой стороны, 247 статья Таможенного кодекса позволяет любой товар растаможивать через любую таможню. То есть, создана ситуация, когда надо найти слабое звено - одно слабое изменение где-то на любой таможне, через которую можно растаможить. Поэтому я не думаю, что здесь есть большая региональная специфика. Здесь стоит вопрос построения действительно системной работы - тогда эти методы будут работать и на Западе, и на Востоке.
Вы хотите перевести таможенников на контрактную службу. Не боитесь настроить против себя весь аппарат таможенной службы Украины?
Я не думаю, что есть сопротивление в том, чтобы организовать работу эффективнее. На самом деле проблемы обновления большим образом зависят от закона о государственной службе, который очень усложняет процедуру найма и увольнения людей. Определенное упрощение или полный вывод таможни из-под этого закона или какие-то упрощения процесса обновления кадров очень необходимы. Мне бы хотелось, чтобы это воспринималось с пониманием, что если ты выполняешь KPI (с английского - key performance indicators, ключевые показатели эффективности. - Ред .), То тогда тебя повышают, у тебя растет зарплата, ты получаешь какие-то бонусы , ты можешь получать какие-то программы льготного кредитования жилья, какой социальный пакет. Конечно, в такой комбинации, я абсолютно убежден, мы сможем привлекать с рынка профессиональных и эффективных людей.
При каких обстоятельствах Вы поймете, что Вам ничего не удалось, что таможня не стала прозрачной?
Я точно не буду работать с каким заместителями, руководителями таможен, назначаемых мне по квотам, или советуют, или рекомендуют. Если у меня не будет свободы принятия решений, свободы кадровых решений, если буду понимать, что моя работа это, собственно, только прикрывать те сделки, которые идут подо мной, я точно напишу заявление и уйду.
Квоты начнутся сразу после выборов. Вы готовы?
Я не думаю, что они начнутся. И пока никто ни в АП, ни Кабмине никогда не говорили мне, что, мол, ты иди на конкурс, но ты же понимаешь, что надо этого человека взять, или от этого не трогать, или здесь на что-то закрывать глаза. В таком режиме я точно работать не могу, и весь мой опыт и вся моярепутация, которую я наработал в министерстве экономки, это подтверждает.
От е-гражданства в e-выборов: какой будет "страна в смартфоне" Зеленского
Чтобы украинцы забыли, как выглядят чиновники: амбициозный проект "страны в смартфоне" хочет реализовать Владимир Зеленский и его команда. Подробно о планах в интервью DW рассказал советник президента Михаил Федоров. (26062019)
Что Вам больше всего нравится в том, что
Вы выиграли этот конкурс ?
Я не могу сказать, что мне очень нравится, потому что это огромный вызов. С пиарной точки зрения это похоже на самоубийство, потому что вряд ли можно быть популярным таможенником или таможенником-реформатором. Я не могу сказать, что я очень рад, но я точно чувствую ответственность перед страной за то, чтобы не потерять это окно возможностей. Мне кажется, что у нас не было раньше таких окон возможностей для реформ в фискальном блоке, и я хочу своим примером показать, что можно навести порядок даже на самых страшных, самых темных уголках украинского государственного аппарата.
Достойно Вам за это заплатит государство?
Вы знаете, если честно, я еще даже не знаю, потому что зарплата в государственных органах не складывается с какой-то конкретной цифры. Сейчас у меня представление, что зарплата почти такая же, как зарплата первого заместителя министра. В прошлом году я "чистыми" на руки получил около 60000 гривен в месяц.
Все изменения начнутся уже в июле?
Имплементация изменений реально может начаться скорее с октября. Первые два-два с половиной месяца надо только создавать эту таможенную службу. И я, собственно, буду руководителем без полномочий, потому что все мои будущие подчиненные еще работают в другой структуре - ГНС (Государственная налоговая служба. - Ред .) Часть этих людей переводится автоматически, часть людей, возможно, пройдет через конкурсы . Там есть куча этих бюрократических шагов, которые за это время надо максимально быстро и эффективно решить.
Полную версию интервью с Максимом Нефедовым смотрите здесь:
0 комментариев