Скоро с центральной улицы Киева Крещатика могут исчезнуть каштаны - ее давний символ. Все из-за загрязнения.
ВВС News Украина рассказывает о пяти мест в Европе, которые на своем примере доказали, что современный город может быть комфортным и для людей, и для природы, а деньги, вложенные в чистый воздух и воду эффективны инвестициями.
"Одно из самых зеленых городов мира"
За "Историей города Киева" Максима Берлинского, каштаны появились в Киеве с ХVIII века, когда их начали высаживать в монастырских и частных садах.
Однако среди киевоведов распространена и другая, заполитизованиша история. Мол, когда царю Николаю I не понравились каштаны на Бульварном шоссе (ныне бульвар Шевченко), и в 1842 году он приказал заменить их на тополя, киевляне сохранили саженцы и высадили их в собственных садах.
Впоследствии каштаны стали визитной карточкой Киева, а в советское время появились на гербе города - вместо архангела Михаила.
Авторы путеводителя по Киев в 1980 году гордо пишут, что Киев является "одним из самых зеленых городов мира»:
"В Киеве на одного жителя приходится 19 квадратных метров зеленых насаждений общего пользования. Это вдвое больше, чем в Вене, вчетверо больше, чем в Париже, значительно больше, чем в Лондоне и Риме".
В том же путеводителе говорится, что 10 тыс. Киевских каштанов даже получили "московскую прописку", после того как прошли акклиматизацию в столице СССР.
С улиц Киева каштаны перешли на множество сувениров, Киевский торт и даже жетоны метро. Очевидно, там, а также в двух бронзовых памятнички, они и останутся, в отличие от живых каштанов с главной улицы Киева - Крещатика.
В начале весны стало известно, что каштаны на Крещатике заменят платанами.
Как пояснил заместитель "Киевзеленстроя" Дмитрий Заруба, они стали жертвами загазованного воздуха, потепление и соли, которой зимой коммунальные службы посыпают дороги, а заменить ее на менее вредные средства оказалось слишком дорогим для Киева.
"С одной стороны, киевляне требуют убрать лед и снег с киевских улиц, а с другой - сохранить деревья. В конце концов, возникает ситуация, как в медицине, когда одно лечишь, а другое - калечишь", - заявил чиновник.
При таких условиях старые каштаны, которые росли на Крещатике десятилетиями, стали погибать, а новые - «не приживаются».
По словам Дмитрия Зарубы, прижиться имеют выносливее к жестким условиям центра столицы платаны.
"Это дерево очень устойчиво к болезням, вредителям, городских условий загазованности и других вредных факторов. Это дерево не нуждается в регулярном поливе и выдерживает низкие и высокие температуры воздуха", - заявил представитель "Киевзеленстроя". При этом господин Заруба добавил, что за Крещатику - "в парках и скверах" - каштаны останутся. Поэтому Киеву не стоит искать другой символ.
"Бог с теми каштанами, надо спасать людей"
Впрочем, похоже, что погибшие киевские каштаны могут стать символом беспомощности городских властей в том, чтобы найти современное и эффективное решение экологических проблем города, мэр Виталий Кличко часто называет "европейской столицей".
"Киев довели до того, что при всех деньгах в бюджете даже на центральной, фасадной улице, где работает мэр и горсовет, нельзя обеспечить условия, чтобы символ и украшение Киева - каштаны - выжили", - написал в блоге депутат и давний киевский активист Игорь Луценко.
Он обратился к столичному мэру с призывом защитить каштаны. Но на самом деле, отмечает он, дело не в них: "Бог с теми каштанами, надо спасать людей - я вообще не понимаю, как можно выжить в районе, скажем, Бессарабки днем".
ВВС News Украина рассказывает о пяти мест в Европе, где киевские каштаны могли бы прижиться.
Самый комфортный город мира
Вена , Столица Австрии, город с удивительной историческим и культурным наследием, которое имеет почти 2 миллиона своих жителей и миллион туристов ежегодно. Здесь расположены штаб-квартиры многих международных организаций, а также один из крупнейших грузовых и пассажирских портов на Дунае.
Десятый год подряд Вена возглавляет рейтинг самых комфортных городов мира (Киев - на 173-м месте в том же рейтинге).
Деревья на крыше, золота "луковица" бани на башне, яркий красный, желтый и синий на фасаде - это мусоросжигательный завод Шпителлау. Он является одной из туристических достопримечательностей Вены.
Вокруг завода всегда достаточно туристов - фанатов австрийского художника, архитектора, дизайнера, активиста и философа Фриденсрайха Хундертвассера, который в 1987 году создал художественную обертку для сугубо утилитарного объекта, построенного еще в 1970-х.
Но дело не только в красоте. Архитектор отказывался браться за проект, пока заказчики не согласились оборудовать его современной системой очистки воздуха. Она стоила почти вдвое дороже, чем планировалось изначально - в общем, почти 250 млн евро на современные деньги.
Но оно стоило того. Табло у проходной завода показывает уровень загрязнения воздуха, - стабильно ниже общих норм ЕС. Завод перерабатывает 260 тыс. Тонн мусора, и дает энергию для отопления более 60000 венских домов.
Правила викингов
Одно из правил древних викингов требует: держи свой лагерь в порядке. Лидеры викингов знали: все должно быть аккуратно и организованно. Те, кто живут в лагере, должны заниматься полезным делом. В них должно быть приятное времяпрепровождение, которое поддерживало бы группу вместе. А сами лидеры должны прислушиваться к советам всех членов группы.
Выглядит, именно этими установками викингов продолжают пользоваться в скандинавских странах. Там много усилий и денег тратится на то, чтобы не потерять унаследованное от природы и предков.
В Осло , Столице страны, которая десятилетиями была среди ведущих экспортеров нефти и газа, топливо для городских автобусов производит биогазовый завод.
В целом среди европейских городов Осло производит меньше углеродных выбросов, поскольку первым отказалось от системы отопления на нефтепродуктах и перешло к отоплению на восстановительных энергоносителях.
Там действует программа "Энергия из отходов", по которой отопления для северного города поступает из мусора, который перерабатывается на 70%.
Европейская столица, где почти полгода темное время суток является длиннее свету, от 2014 имеет также "умную" систему с 55000 фонарей, которая руководствуется центральным компьютером, учитывающий не только естественное освещение, погодные условия, интенсивность движения на улице, но и потребности клиентов магазинов и кафе, - яркость каждого фонаря можно регулировать по необходимости.
Система позволяет экономить около 62% энергии, ранее шла на освещение Осло. Ожидается, что все инвестиции в новую систему покроются за 5 лет.
Столица Дании Копенгаген планирует стать первым мегаполисом с нулевыми выбросами углерода уже к 2025 году. Городские власти рассчитывают, что к 2030 весь общественный транспорт будет работать на электродвигателях.
Здесь действует закон «зеленых крыш", согласно которому дизайн всех новых зданий должна учитывать озеленения.
Город также использует новую систему отопления-кондиционирования, рассчитанную на микрорайоны. Она позволяет экономить до 70% энергии.
От Нью-Йорка местные власти датской столицы позаимствовала идею так называемых «карманных парков", - маленьких зеленых оазисов посреди города, расположенных так, чтобы человек на пути с работы домой проходила хотя бы один из таких.
Собственно, о ежедневном путь работа-дом от трети до половины жителей Копенгагена добираются до работы на велосипеде.
"Большой" Копенгаген имеет 400 км специально построенных велодорожек, а количество велосипедов у жителей превышает количество авто. Есть и другой рычаг для решения в пользу двух колес вместо четырех - высокие налоги на регистрацию авто.
Почти миллионный Стокгольм стал первым зеленым европейским городом, когда в 2010 году Европейская комиссия начала такой конкурс.
А снег, который в этой северной столице достаточно много, убирают так: когда начинается метель, сначала выезжают машины, которые распыляют гравий, а когда снегопад закончится, гравий убирают, просушивают, и он снова готов к употреблению. Корни деревьев, грунтовые воды и обувь горожан остаются чистыми.
Что касается загазованности воздуха, то к 2050 году столица Швеции планирует стать городом без углеводородного топлива.
Но настоящей гордостью шведской столицы является вода.
Шведы шутят, что после водки и кофе любимым напитком является вода из-под крана.
Именно в Стокгольме под патронатом короля Швеции ежегодно проходит Неделя воды, организованный Институтом воды, а обязательным элементом путеводителей по Стокгольму есть рассказы о ловле лосося прямо в центре города.
Рассказы соответствуют действительности - на многочисленных стокгольмских мостах всегда достаточно рыбаков.
Возможно, стоит также добавить, что все три скандинавские столицы - старинные города, где новую застройку удачно сочетают со старинными домами и церквями.
Все три постоянно входят в верхушки списка самых зеленых городов Европы. И все трое - крупные порты, которые принимают и много грузовых судов, и круизных лайнеров.
"Золото" Рейна
Лосось также стал "маркером" успешности масштабной многолетней программы очистки Рейна.
В отличие от скандинавов, немцев, французов, швейцарцев и голландцам пришлось восстанавливать утраченное во время промышленной революции, войн и послевоенного восстановления экономик.
Ни одна другая река в мире не используется с такой интенсивностью, как Рейн .
Стоит только вспомнить, что на его берегах и берегах притоков расположены два огромных горнопромышленные бассейна - Эльзас и Рур, или, например, такие гиганты индустрии, как BASF или Bayer.
Очень интенсивным есть и аграрный сектор - от виноделия к производству поташа.
Рейн также является огромной транспортной артерией, которая позволяет транспортировать грузы с Северного моря до самого сердца Европы. К этому следует добавить еще и очень развитую отрасль туристических круизов.
Из-за промышленного загрязнения воду из реки стало не то, что опасно пить - в ней было опасно плавать.
К Рейна похожи тысячи тонн фосфатов, аммиак, ртуть, тяжелые металлы и диоксины.
Ученые подсчитали, что цинка из воды Рейна хватило бы на строительство канализационных труб на сотни километров. Шутили, что в Рейне можно проявлять фотопленку, - все необходимые химикаты в воде уже есть.
Наконец, Рейн, текущий через шесть европейских стран, и впадает в Северное море на территории Нидерландов, получил название "клоаки" Европы.
В Нидерландах до 40% питьевой воды поступает из Рейна, ведь грунтовые воды часто засолены, а их дистилляция является достаточно дорогой даже для такой богатой страны.
На грани выживания оказались и овощные и цветочные фермы в этой стране, куда Рейн приносил "лучше" с пол-Европы.
Попытки спасти реку начались еще в 1950-х, когда была создана Международная комиссия по спасению Рейна. Однако катализатором для совместных действий стала масштабная авария на химическом заводе в Базеле в 1986 году.
Во время аварии в Рейн попали тона пестицидов, фактически убили все живое вниз по течению.
Рейн получил красного цвета, а жителей прилегающих к Рейну городов обеспечивали привозной водой.
Погибло около полумиллиона рыб, некоторые виды исчезли совсем. В течение 10 дней загрязнение достигло Северного моря.
Именно тогда Швейцария, Франция, Германия и Нидерланды стали спасать реку вместе.
Операция по очистке Рейна предусматривала комплекс мероприятий по установлению новых систем очистки на предприятиях, расположенных на берегах Рейна, высшие штрафы за загрязнение, сложную систему биологического и химического очистки русла и воды.
Программа очистки была рассчитана до 2000 года и имела второе название - "Лосось-2000", поскольку конечным результатом должно было стать возвращение в реку чувствительной к загрязнениям рыбы.
Кроме чистой воды этой капризной рыбе были нужны коридоры для нереста вверх по течению, которую перекрыли многочисленные электростанции. Лосось вернулся в Рейн даже раньше, чем планировали - в 1997
В настоящее время действует новая "Программа Рейн - 2020", которая предусматривает, что в реке можно будет плавать. Однако в Базеле, где произошла промышленная авария, дала толчок к очистке Рейна, люди уже плавают.
Очистка Рейна стоило около 45 млрд евро.
Теперь мониторинг воды в Рейне осуществляется каждые 6 минут круглосуточно.
Гамбург: зеленый - значит, умный
Гамбург - второй по величине город Германии, огромный порт, расположенный в дельте Эльбы, иной большой и некогда очень грязной реки.
После падения Берлинской стены река также прошла процесс очистки и регенерации, а Гамбург завершает масштабную программу превращения в эко-город.
Проект, стоит 14 млрд долларов, заключается в полной рекультивации 157 гектаров индустриальной площади, связанной с портом.
Теперь это новый район - НаfenCity - с энергоэффективными зданиями, которые получают энергию от ветра и солнца. Это район зеленых зон. Это район велосипедных дорожек и станций, где пользование велосипедом можно "разделить".
В общем, город планирует, что зеленые зоны покрывать 40% его территории, а парки, площадки и сады будут соединены между собой зелеными проходами. Конечная цель состоит в том, чтобы человек при желании могла пройти или проехать на велосипеде весь город, не выходя из зеленых зон.
В городе с населением 1800000 (вместе с пригородами - 4300000) почти полторы тысячи парков посещают более 1 млн человек в неделю.
Именно в этом заключается определение "умного города", считают в Гамбурге, который так нравится киевскому мэру Виталию Кличко и его семье.
Эдем - от промышленного карьеру в райского сада
Проект Eden (с англ. - Эдем, райский сад) называет себя благотворительным образовательным проектом, который показывает, как люди могут сотрудничать с природой и между собой и превращать жизнь к лучшему.
Эден расположен на юго-западе Великобритании, в Корнуолле.
Авторы проекта на территории примерно в 35 футбольных полей создали парк с двумя огромными "биом" - крупнейшими в мире современными оранжереями, обслуживаемых энергией солнца - на месте кратера от бывшего карьера по добыче глины глубиной в 50 метров.
Первую версию проекта было начертано на салфетке в пабе. Но его создатели - со второй попытки - смогли привлечь 37.5 млн фунтов с проекта тысячелетия до 2000 года.
После этого начали поступать и частные пожертвования, а также финансирование от ЕС и местного фонда регионального развития. Теперь проект самоокупаемым за счет платы за билеты и продажи еды и товаров на территории парка - от открытия в 2001 году его посетили более 1 млн гостей. Среди них - лица королевской крови.
Кроме впечатляющего примера регенерации загрязненных индустриальных пространств, проект и одним из крупнейших работодателей в регионе. По тому, что не производит сам, обращается к местным производителям.
Билеты для тех, кто прибывает в Едема на велосипеде или на общественном транспорте - значительно дешевле.
Создатели Едема взяли себе лозунг слова Барбары Уорд, британской економистки и писательницы, писала в Economist и была в Совете директоров BBC: "Мы обязанность надеяться".
Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram .
0 комментариев