Москва
ясно+16 °C
arrow-greenUSD66.515 руб.+0.10
arrow-greenEUR78.1275 руб.+0.24
arrow-greenCNY9.7038 руб.+0.01
Кресла для салонов красоты и парикмахерских
13 0
В МВФ заявляют, что переговоры с Киевом "еще продолжаются"
15 0
Трамп требует от ОПЕК снизить цены на нефть
18 0
Как ОСМД сделать свой дом энергоэффективным за деньги ЕС
18 0
Украина и МВФ: миссия завершена, переговоры продолжаются?
24 0
Председатель Danske Bank подал в отставку из-за скандала с отмыванием денег
29 0
"Янтарные войны" под мониторингом ОБСЕ (видео)
26 0
В правительстве ФРГ не считают нужным комментировать критику Трампа по газу
27 0
Трамп Торговля газом Германии с Россией - "абсурд"
23 0
Сотрудничество Украины с МВФ: не столько о газе, сколько о коррупции
17 0
Мэй требует от ЕС уступок по Brexit
23 0
Трамп Торговля Германии газом с Россией - "абсурд"
17 0
Чего боятся и чего хотят инвесторы в год выборов в Украине
26 0
Австралийская авиакомпания анонсирует спортзалы в своих самолетах
17 0
Торговая война между США и Китаем: Пекин нанес ответный удар
32 0
BMW приостановит производство Mini в Великобритании после Brexit
25 0
Частная пекарня-кафе - хорошая идея для малого бизнеса
33 0
Украина договорилась с МВФ по повышению цен на газ - Коболев
19 0
Больше новостей
» » Эксперт: "Северный поток-2" построят, но транзит Украины будет сохранено

Эксперт: "Северный поток-2" построят, но транзит Украины будет сохранено

Эксперт: "Северный поток-2" построят, но транзит Украины будет сохранено

Запуск "Северного потока-2" не приведет к прекращению транзита Украина, утверждает Роланд Гетц

Независимый эксперт Роланд Гетц (Roland Götz) - один из самых известных немецких специалистов в сфере энергетических отношений ЕС-Россия. В интервью DW он оценил перспективы "Северного потока-2" и будущее транзита российского газа Украиной.
Deutsche Welle: Украина усиливает борьбу против "Северного потока-2", Дания все еще не дает разрешения на его прокладку в своих водах, США угрожают санкциями. В то же время компания Nord Stream 2 намерена в ближайшее время начать укладывать трубы на Балтике. Это будет этот газопровод построен или нет?

Роланд Гетц: "Северный поток-2" будет построен, но на проектную мощность выйдет не так быстро, как хотелось бы "Газпрома".

Сначала задумывалось, что трубопровод будет введен в действие до конца 2019 раз до того момента, когда закончится десятилетний газовый контракт между Россией и Украиной.

Однако 1 января 2020 он еще не будет полностью в рабочем состоянии. Так что "Газпрому" придется и в дальнейшем широко использовать украинскую газотранспортную систему (ГТС) - до 2021 года, возможно до 2022-го или даже до 2023-го.

Почему?

Во-первых, из-за возможных задержек при прокладке самого "Северного потока-2". В частности, сугубо политический маневр Дании с невыдачей разрешения на прохождение у острова Борнхольм может затянуть строительство на несколько месяцев, поскольку придется корректировать маршрут.

Эксперт Роланд Гетц

Если США введут санкции , Это вряд ли остановит проект, но может затормозить его реализацию, поскольку осложнит финансирование, а главное - может привести к выходу из проекта некоторых европейских фирм, предоставляющих технические услуги.

А во-вторых?

Не будет готов соединительный газопровод от "Северного потока-2" - EUGAL. Первую нитку этого трубопровода, по которому пойдет дальше основная часть газа, поступающего намерены построить до конца 2019 года, вторую планируют проложить до конца 2020-го. К тому же трубопроводы не могут сразу выйти на полную мощность, для этого обычно требуется несколько месяцев.

Однако такое временное сохранение значительных объемов транзита Украину не устраивает, ее цель - предотвратить самом сооружению "Северного потока-2", именно этого Киев пытается добиться от руководства ЕС.

Целью Украине не должно быть предотвращение "Северного потока-2": у нее для этого нет ни правовых, ни фактических возможностей. И вообще: очень распространено представление, будто судьбу этого трубопровода можно и нужно решать со странами Евросоюза на государственном уровне , Крайне ошибочным. С юридической точки зрения это - коммерческий проект, гарантированный свободой предпринимательства и действующим законодательством ЕС.

И у него нет политической составляющей?

Любой крупный инфраструктурный проект какой-то степени является политическим, любой новый автобан или аэропорт имеет политические последствия. Однако суть проекта не определяется его побочными эффектами. Долгосрочная цель "Газпрома" заключается в том, чтобы как можно больше экспортных поставок трубопроводного газа в западном направлении осуществлять подводным путем.

Но при этом украинский транзит, как вы сами только что разъяснили, все равно сохранится. Получается, что Москве и Киеву в любом случае придется договариваться о его продлении с 1 января 2020?

Так, нужно как краткосрочное решение для переходного периода продолжительностью в 2-4 года, пока не заработает на полную мощность "Северный поток-2", так и долгосрочное соглашение. Ни о каком прекращении украинского транзита, который в настоящее время бесперебойно работает, идти не должно. Задача состоит в том, чтобы выработать новые формы договорных обязательств по прокачке территории Украины определенных объемов газа.

"Северный поток-2" готовы строить даже без разрешения Дании

Компания Nord Stream II начнет строительство газопровода "Северный поток-2", даже не имея разрешения на его прокладку в территориальных водах Дании. (28062018)

Еврокомиссия хочет стать посредником в споре по "Северному потоку-2"

Брюссель хочет помочь России и Украине заключить соглашение о газовом транзите через украинскую территорию после 2019 года. В Еврокомиссии признают, что не имеют инструментов для остановки строительства газопровода. (25052018)

Это мог бы быть, как раньше, межгосударственный российско-украинский договор, но такой вариант представляется текущей ситуации маловероятно. И время подобных сделок проходит. Современным вариантом был бы коммерческий контракт с госкомпанией "Нафтогаз Украины" .

О объемы газа могло бы идти речь? Глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил о 10-15 миллиардов кубометров в год.

Это слишком мало. Такой объем, скорее всего, не обеспечивал бы функционирования украинской ГТС. По моим оценкам, могло бы идти о транзите в 30-40 миллиардов кубометров. Это несколько меньше половины того, что сейчас прокачивается через Украину.

И вы считаете, что "Газпром", который вложил столько денег в строительство газопроводов в обход Украины, согласится на такие объемы?

Да, потому что украинская ГТС сможет еще долгое время выполнять очень важную резервную функцию. Поставки газа подвержены сезонным колебаниям, и для того, чтобы реагировать на пики спроса, "Газпрома", даже когда оба "Северного потока" будут работать в полную силу, периодически придется использовать дополнительные мощности на западном направлении. Иначе "Газпром" не сможет удовлетворять потребности Европы явно не в его интересах.

Как, на ваш взгляд, следовало бы сейчас действовать украинской стороне?

"Нафтогаз Украины" стоит осознать, что ей придется еще много лет сотрудничать в "Газпромом", и делать это лучше на основе взаимного согласия, чем в обстановке конфронтации. То же самое, конечно, касается и "Газпрома". Надо отказаться от политической риторики, отделять экономику от политики и мыслить длительно. Договоренность о продлении транзита соответствует экономическим интересам Украины, хотя понятно, что политические проблемы между двумя странами остаются нерешенными. А собственно на переговорах украинской стороне стоит сделать упор на резервной функции своей ГТС с ее трубопроводами и подземными хранилищами газа.

Вы считаете, что приоритетным для Украины должен стать вопрос об объемах прокачки газа, а не цены на транзит?

Украина выиграет, если ее территории как можно дольше будет прокачиваться как можно больше газа, и не выиграет, если вдруг попытается поднять тарифы на транзит, чтобы нанести вред "Газпрома" или, скажем, попробовать его шантажировать. Ведь в ответ тот может полностью прекратить поставки через Украину, что теоретически возможно, хотя этим "Газпром" навредил бы самому себе. К тому же Украина обязалась перенять европейские нормы в энергетической сфере, а одна из них гласит: цену на транзит нельзя устанавливать произвольно и в ущерб участникам рынка. Нарушать эти нормы, тем более на протяжении длительного времени, Украина все равно не сможет.

0 комментариев

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingdisappointed_relievedweary
    pensivedisappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecry
    sobjoyastonishedscreamtired_faceangryrage
    triumphdizzy_faceimpsmiling_impneutral_faceno_mouthinnocent
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Войти через