Войти
Закрыть

Кто будет руководить украинской ГТС и что с ней будет?

Новости

Кто будет руководить украинской ГТС и что с ней будет?

До 1 февраля украинское правительство должно получить заявки от иностранных компаний, которые хотят стать партнерами в управлении газотранспортной системой Украины.

Потенциальные партнеры сообщить о:

После этого с каждым претендентом правительство проведет консультации.

Сейчас газовым транзитом по территории Украины руководит ПАО "Укртрансгаз", "дочка" "Нафтогаза".

От июля 2016 Украина начала процесс "анбандлингу" "Нафтогаза" - отделение поставки газа от транспортировки и хранения.

В рамках этого процесса создали ОАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ), которое должно стать новым оператором украинских газопроводов.

Именно для него правительство ищет сейчас иностранного партнера, который мог бы гарантировать сохранение достаточных объемов транзита газа по украинской ГТС.

Кроме того, до 1 февраля на рассмотрение правительства должны подать кандидатов на должности независимых директоров в Наблюдательном совете МГУ.

Ранее правительство прогнозировало, что нового оператора ГТС могут создать через 30 дней после завершения всех процедур, связанных со спором между украинским "Нафтогазом" и российским "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже.

Решение арбитража по поводу транзита должна появиться в конце февраля этого года.

В декабря 2017 обнародовали окончательное решение по поставкам российского газа в Украину. А сам контракт заканчивается в 2019

Что будет после 2019?

Когда контракт с российским "Газпромом" на поставку и транспортировку газа, подписанный в январе 2009 года, завершится, "это не означает, что Газпром, как он заявляет, автоматически прекратит транзит", - говорит президент Центра глобалистики "Стратегия ХХ" Михаил Гончар.

По его мнению, полностью "обнулять" транзит не будут, потому что это не в интересах самого "Газпрома", ведь именно украинские подземные хранилища позволяют покрывать пиковые потребности европейских потребителей.

При этом эксперт отмечает, что для Украины такие объемы будут нерентабельными.

"Компенсировать украинские мощности могут только подводные газопроводы", - говорит директор Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко. Но операционные расходы этих газопроводов обычно вдвое выше, чем в наземных, а ремонтные работы слишком сложны.

"Поэтому украинская ГТС должна сохранить свой транзитный статус по крайней мере в качестве резервной", - считает эксперт.

Северный поток-2 как точка невозврата

Михаил Гончар также считает, что к 2021-22 году транзит российского газа через Украину не прекратится.

Уже сейчас очевидно, что «обходные» газопроводы - "Северный поток-2", "Турецкий поток" - до того времени или еще не готова, или они не заработают на полную мощность.

"Положить трубу в море - не значит запустить трубопровод на полную мощность. Понадобится еще 1-2 года", - говорит эксперт.

К тому времени, как говорит Сергей Дяченко, ключевой будет позиция европейских органов, а именно - заниматься они созданием конкурентной среды на своем энергетическом рынке.

Если так, то украинская ГТС будет существовать, и Украина сохранит транзитный статус, считает он.

"Если же будут доминировать корпоративные интересы, особенно тех компаний, которые пытаются иметь деловые отношения с российскими структурами, тогда вполне возможно, что мы перестанем быть транзитным государством", - прогнозирует эксперт.

Есть ли жизнь без транзита?

С одной стороны, украинская ГТС является уникальным транспортным комплексом, который до сих пор обеспечивает более трети транзита российского газа в Европу.

С другой стороны, уже через несколько лет львиная доля транзитных объемов может быть потеряна. Содержать огромный и сложный технологический комплекс будет нерентабельно.

Есть экономические и технические параметры, по которым работа украинской ГТС не имеет смысла, объясняет Сергей Дяченко.

"Когда объем транспортировки приближается к 60 млрд кубов а год, экономика начинает пробуксовывать, и возникает вопрос повышения тарифов. 40 млрд кубов - это объем прокачки, который ставит под вопрос технические режимы обеспечения транзита", - говорит он.

Если учитывать, что в 2017 году весь объем газа, который использовала Украины, - и импортированного и собственной добычи, - составил около 32 млрд кубов, становится понятно, что без транзита российского газа "использовать ГТС, как сейчас, будет уже невозможно" .

"Надо будет консервировать газопроводы, выводить отдельные участки для внутреннего потребления, и вообще просматривать режимы работы ГТС", - говорит Сергей Дяченко.

А это значит, что надо будет освобождать тысячи людей, которые сейчас обслуживают украинскую ГТС.

Украинская ГТС в цифрах

2877

млрд кубометров газа - мощность "на входе" из России

1785

млрд кубометров газа - способна пропустить ГТС "на выходе" в Европу

  • 3855 тыс.км - длина газопроводов

  • 28 тыс. сотрудников

по данным ПАО "Укртрансгаз" AFP .

В зависимости от объемов транзита, эта система ежегодно приносит 2-3 млрд долларов дохода.

"У нас номинальный ВВП - около 100 млрд долларов. потеря 2-3 млрд долларов от транзита - это ощутимая потеря. Конечно, катастрофы не случится, но почему мы должны терять эти деньги? ", - говорит Михаил Гончар.

Кроме того, как говорит Сергей Дяченко, украинская ГТС кроме денег - это еще и важный инструмент интеграции в европейское энергетическое пространство.

"Потерять такой уникальный комплекс - это вопрос здравого смысла", - считает он.

Что делать?

"Украина сама не справится с сохранением транзита, так лишения ее этой возможности - среди политико-безопасности приоритетов России", - говорит Сергей Дяченко.

По его мнению, это должно быть игрок, который сможет гарантировать наполненность трубы и сохранение транзитного статуса Украины.

Такие игроки не приходят на рынок без определенных условий. Одна из ключевых - законодательная и техническая интеграция с европейскими нормами работы энергетического рынка.

Частью этого процесса и есть "анбандлинг" "Нафтогаза" и реформирования компаний, вместо него заниматься транспортировкой и хранением газа.

Однако, несмотря на официальное неодобрение Европейской Комиссиию, "Северный поток-2" понемногу продвигается. И в определенный момент Киев может завершить реформы, но потерять транзит.

"Тогда возникает вопрос: для чего мы делали анбандлинг?", - спрашивает эксперт Михаил Гончар.

Но в ЕС советуют Киеву сосредоточиться именно на реформах.

"Забудьте о" Северный поток-2 "- для того, чтобы Украина оставалась транзитером газа, необходимо завершить анбандлинг", - заявлял осенью прошлого года глава Представительства Европейского Союза в Украине Хюґ Мингарелли.

Он также отмечал, что для реформ такого уровня нужна политическая воля.

Есть ли она, можно будет понять по тому, как будут рассматриваться заявки от иностранных компаний на участие в управлении украинской ГТС и кандидатуры в Наблюдательный совет нового оператора транзита.

Насколько эффективными могут быть реформы при наличии политической воли показала история с переориентацией по импорту газа из России .

После десятилетий потребления десятков миллиардов кубометров российского газа Украина смогла переориентироваться на импорт газа из европейского направления всего за два года.

Комментарии (0)

Добавление комментария

  • Введите слова

Навигация