Современная одежда как любимые игрушки - быстро надоедает. С распространением "быстрой моды", то есть недорогих новых коллекций от дизайнеров, покупатели могут покупать модную одежду почти сразу после показа на подиуме. И так же быстро забывают о нем - чтобы удовлетворить следующую прихоть.
Зачастую мы пытаемся заглушить чувство вины за свои модные капризы - передаем почти неношеные одежду в магазин, который отдает вырученные средства на благотворительность.
По данным международной организации Oxfam, только за последний год, количество пожертвований в ее магазинах выросла на 2%.
Во многих аспектах это благоприятный цикл. Однако в благотворительных магазинах, подобных Oxfam, покупают только 10-20% пожертвованного одежды.
Остальную одежду продают дистрибьюторам, которые затем сортируют его и отправляют в такие страны, как Пакистан и Малайзия, где продают в магазинах секонд-хенда или перерабатывают, например, на флис.
Вот только есть одна проблема: этим странам чем дальше, тем меньше нужен наш бывшую в употреблении одежду.
Тенденция к снижению
По приблизительным оценкам, мировой рынок сбыта ношеной одежды составляет 4 миллиарда долларов США.
Однако, как показывает анализ, проведенный BBC на основе данных ООН, бизнес экспорта /импорта подержанной одежды, ранее рос в течение последних нескольких лет в упадок. Сокращаются как объемы поставок, так и прибыли.
Руанда, Кения, Уганда, Танзания, Южный Судан и Бурунди недавно объявили о намерениях до 2019 года прекратить импорт подержанной одежды из таких стран, как Великобритания и США.
В июне прошлого года президент Руанды Поль Кагаме сообщил: "Мы должны развивать и укреплять собственные отрасли".
Последствия этих решений для стран сбывают одежду, не заставили себя ждать.
Соединенные Штаты - крупнейший в мире экспортер ношеной одежды - после предложенных запретов в конце лета прошлого года заявили, что пересмотрят свои торговые отношения с Руандой, а также Угандой и Танзанией.
В заявлении говорилось, что запреты "повлекут существенные экономические осложнения для отрасли ношеной одежды США".
Распри политиков или банальное отсутствие спроса - причины роста конкуренции на мировом рынке подержанной одежды могут быть разными. Но британские компании, скупают весь непроданный одежду в благотворительных магазинах, теперь испытывают на себе бремя убытков.
"Немного осталось"
Тридцать лет назад семья Росса Барри создала компанию по переработке одежды LMB Textile Recyclers, которой руководит по сей день.
Но, по словам господина Барри, сегодня таких компаний "в Британии осталось немного".
На их фабрике в восточном Лондоне работают мощные конвейеры. Через каждые несколько метров стоят работники, которые внимательно просматривают наш хлам и сортируют его по качеству на 160 категорий.
Качество одежды отличается от практически нового в пригодное только для утепления. Одежда каждой категории упаковывают в пластиковые мешки весом 45 кг, которые потом продают иностранным покупателям по цене от 5 до 150 фунтов.
Больше всего сдают бюстгальтеров и футбольной формы, рассказывает Барри.
Сортировка одежды - достаточно кропотливый процесс, который требует больших физических усилий.
"Нет такой машины, которая бы определяла, что вот именно эта кофточка - первой категории", - объясняет он мне, пока 10 работников копаются в партии одежды, которая недавно прибыла грузовиком.
По его словам, в течение последних пяти лет он был свидетелем того, как 60-70 компаний прекратили ведение сортировочного бизнеса. И в LMB иммунитета нет. Россу пришлось сократить штат: работников было около 100 а стало 20.
"Торговля одеждой - международный бизнес. Другие страны могут покупать у кого угодно", - объясняет Барри. По его словам, здесь трудно конкурировать, поскольку стоимость труда в Великобритании достаточно высока.
Бизнеса господина Барри вредит и то, что большинство одежды, которую мы покупаем сегодня, относится к самой низкой категории - "хлам".
Все разваливается
Производители понимают, что покупатели больше заинтересованы в дешевой одежде, чем в устойчивом к износу. Они знают - их одежду используют максимум несколько раз, а потом выбросят.
"Качество не очень высока. Когда[предмет одежды]попадет к нашим покупателям, они не смогут надеть его двести-триста раз. Они понимают, что в нем разве что несколько раз можно походить", - объясняет Барри.
А по словам Фи Ґилфазер, руководительницы отдела маркетинга торгового отдела компании Oxfam, это означает, что "теперь в печах сжигать больше[одежды], чем раньше".
Именно поэтому Oxfam и LMB уверены, что переделка одежды имеет будущее, если будет "полный цикл" - найдется способ полностью перерабатывать эту одежду на ткань, которую мы сможем использовать повторно.
Недавно Oxfam присоединилась к проекту Marks & Spencer - создание костюма из высококачественного применяемого кашемира, который поступает в ее благотворительных магазинов.
А такой монстр "быстрой моды", как компания Hennes and Mauritz - более известная нам как H & M - в сотрудничестве с гонконгским институтом одежды и текстиля финансирует исследование, связанное с переработкой смешанных тканей (например, хлопка-полиэстера) и созданием новых тканей и волокон.
И все же, пока технологии не успевают за нашей ненасытной потребностью покупать все новые и новые модную одежду, Oxfam отмечает, что покупатели не должны прекращать пожертвования только потому, что компании из-за этого приходится сжигать больше одежды.
Собственно, часть энергии от сожженного ненужной одежды может в конечном итоге пойти на получение электроэнергии для домов.
Но в следующий раз, когда почувствуете непреодолимую соблазн приобрести какую-то модную вещь, возможно, вас остановят слова Коко Шанель: "Элегантность - не в том, чтобы надеть новое платье".
0 комментариев