Замедление реформ в газовом секторе, которое украинские и международные обозреватели наблюдают в течение последних месяцев, может иметь серьезные последствия для энергетической безопасности государства уже в ближайшем будущем.
"Пока Украина стоит на месте, остальные движутся очень быстро", - говорит Марк-Антуан Эйл-Маззега из Французского института международных отношений(IFRI).
"Если в Украине, как и год назад, обсуждают, будет ли" Северный поток-2 ", то россияне упорно работают над воплощением этого проекта", - объясняет французский эксперт.
Если на это наложить завершения в 2019 году контракта на транзит российского газа по украинской территории, то уже через два года Украина может столкнуться с довольно серьезными проблемами, - и не только из-за потери доходов от газового транзита.
В Москве поставили цель
При этом, как обращает внимание Михаил Крутихин из российской консалтинговой компании RusEnergy, российские власти в этом вопросе преследует прежде всего политические цели - наказать Украину за избрание своего, отдельного от России пути:
"Вся цель энергетической стратегии России в отношении Украины - прекратить транзит газа в Европу".
На достижение этой цели Россия уже потратила около 37000000000 долларов - говорит Михаил Крутихин:
"Чтобы лишить Украину доходов, оцениваются примерно в 2 млрд долларов в год, Россия уже потратила 17 млрд на" Южный поток "( спроектирован, но не построенный газопровод. - Ред.). На" Турецкий поток ", как ожидается, будет потрачено еще 10 млрд долл. На первую ветку "Северного потока" уже потрачено 10 мрлд долларов ".
Если к этому добавить то, что российский эксперт называет "шрьодеризацию" Европы, то становится понятно: Москва довольно серьезные намерения.
Впрочем, добавляет Михаил Крутихин, расчеты российских экспертов свидетельствуют, что ни одна альтернативная инфраструктура не позволит обойтись без украинского транзита минимум до 2023 года. И аргументы "Газпрома" о ненадежности украинского транзита уже не слишком влияют на европейцев, которые хорошо понимают, кто прекращал поставки газа в 2006 и 2009 годах.
Но то, что "Газпром" "даже не думает" чем заменить украинский маршрут хотя бы между 2019 и 2023 надо воспринимать как серьезный сигнал, - считает российский эксперт.
Брюссель напоминает о реформах
В Брюсселе неоднократно заявляли, что ЕС заинтересован сохранить украинский транзит, а также рассматривает его как один из путей диверсификации получения энергоносителей.
"Украина есть и должна остаться одним из главных путей транспортировки газа в Европу", - заявил во время третьего Газового форума глава представительства ЕС в Киеве Хюґ Мингарелли.
По его словам, в Брюсселе понимают, что "определенные инфраструктурные проекты" не соответствуют этим интересам, и "работают над решением этой проблемы".
С другой стороны, многое зависит и от Украины. Хюґ Мингарелли говорит, что реформа газового рынка была среди самых успешных в Украине, и позволила превратить "Нафтогаз" на прозрачную и прибыльную компанию. Но, по словам представителя ЕС, "остается ряд беспокойств" относительно дальнейших шагов: создание независимого регулятора газового рынка, отделения оператора украинской газотранспортной системы, а также реорганизации "Нафтогаза".
"Мы считаем, что надо ускорить реформу" Нафтогаза ", а для этого нужна политическая воля", - говорит главная представительства ЕС.
При этом "анбандлинг", или отделения добычи, транспортировки и поставки газа, согласно правилам, действующим на европейском энергетическом рынке, является критически важным для того, чтобы украинский рынок стал более понятным для европейцев. Уже много лет "Нафтогаз" объединяет все эти функции под своим "крышей".
Киев стремится гарантий
В то же время, как отмечает экс-посол Украины в Турции Сергей Корсунский, много времени посвятил энергетической дипломатии, для проведения чрезвычайно сложного процесса "анбандлингу", Киев должен иметь хоть какие-то гарантии того, что транзит российского газа в Европу будет проходить через Украину и после 2019 года.
Еще лучше, говорит дипломат, чтобы "точку приема" этого газа перенесли на восточную границу с Украиной, - только так новый украинский оператор ГТС и европейские клиенты смогут полностью контролировать весь процесс транспортировки газа.
"Если Европа не дает гарантий транзита газа через Украину, и не будет его на восточной границе, я не вижу, зачем нам" анбандлинг ", - говорит Сергей Корсунский, отмечая, что в таком случае украинские трубопроводы будут обслуживать только внутренний рынок.
. Сложные простые правила
в свою очередь, европейские эксперты отмечают: пока в Украине нет полноценного рынка газа с прозрачными и понятными правилами, надеяться на доверие европейских потребителей не стоит.
.Тем более стоит надеяться на то, что европейские компании начнут сложные переговоры с "Газпромом" по изменению своих досрочных контрактов, чтобы начать покупать российский газ на восточной границе Украины.
"Будет немного слишком ожидать от европейских компаний, чтобы они перенесли точку приема газа без понятных и предсказуемых условий(на газовом рынке. - Ред.)", - говорит Ян Хайзманн с Европейской федерации энергетических трейдеров(EFET).
Он также утверждает, что в последнее время появились "ощущение, что реформы(в газовом секторе. - Ред.)Затормозили".
А именно они будут главное влияние не только на то, удастся ли Украине сохранить 2 млрд долларов доходов от транзита российского газа - но и место в системе энергетической безопасности Европы.
0 комментариев