Пока это только компьютерная графика: сверхзвуковой пассажирский самолет Overture
Ранее на авиазаводах непременно было слышать звук молотков. В ангаре американской компании Boom Supersonic в аэропорту Денвера, штат Колорадо, наоборот, довольно тихо. Такое впечатление, что находишься в гигантской лаборатории, где особенно тщательно следят за чистотой. Никаких стружек и громких станков. Здесь работают прямо-таки с хирургической точностью, проверяя сотые доли миллиметра с помощью лазерных измерительных приборов. Добро пожаловать - вы на авиационном производстве XXI века!
XB-1: первый в мире сверхзвуковой самолет за частные деньги
"Мы здесь ежедневно с волнением наблюдаем за тем, как в нашем ангаре вызревает будущее авиации", - говорит 39-летний руководитель высокотехнологичной компании Boom Supersonic Блейк Шолль. К концу этого десятилетия компания собирается наладить серийное производство самолета Overture - первого после "Конкорда" (Concorde) коммерческого сверхзвукового пассажирского авиалайнера.
XB-1 - первый гражданский сверхзвуковой самолет XXI века. Летные испытания намечены на 2021
7 октября произошла важнейшее событие в истории созданной в 2014 году фирмы: во время прямой трансляции в интернете состоялась презентация двухместного XB-1 - первого в истории мирового авиастроения сверхзвукового самолета, построенного на частные деньги. Компания Boom Supersonic вложила в его создание основную часть полученных от инвесторов 160000000 долларов.
XB-1 - это уменьшенный примерно в три раза прототип будущего пассажирского лайнера Overture, рассчитанный на двух летчиков-испытателей. Его длина - 21 метр, размах крыльев - 640 метра, максимальная дальность полета - 1900 километров. Ожидается, что он сможет летать со скоростью Mach 22 - в два с лишним раза быстрее звука или около 2700 километров в час. Начало летных испытаний намечено на середину 2021 года. Это на три года позже, чем планировалось.
Чем Overture отличаться от Concorde
В компании Boom Supersonic уверены, что на мировом рынке пассажирских авиаперевозок достаточно большая ниша для нового поколения сверхзвуковых самолетов, которые придут на смену британско-французском "Конкорда", чья эра закончилась в 2003 году. Благодаря современным технологиям эти лайнеры можно сделать достаточно экономичными, поэтому полет обойдется пассажиру не дороже сегодняшнего билета в бизнес-классе на дальнемагистральные рейсы.
Блейк Шолль с моделью своего детища
К тому же Overture будет примерно на четверть меньше своего предшественника. Новый сверхзвуковой лайнер рассчитан не на 100 как "Конкорд", а максимум на 75 пассажиров, его длина - 518 метра вместо 62 метров, размах крыльев составит 182 метра против 255 метра.
Создатели Overture надеются, что компактный самолет позволит минимизировать звукового удара, который неизбежно возникает, когда преодолевается скорость звука, и это существенно расширит возможности применения нового лайнера. Ведь «Конкорда» позволяли развивать сверхзвуковую скорость только над океанами. Впрочем, пока в компании Boom Supersonic исходят из того, что запрет на звуковые удары над сушей сохранится, хотя не исключают, что регулятор в США пересмотрит это правило в случае появления менее громких самолетов.
Читайте также: Для поиска виновных в катастрофе "Конкорда" понадобилось десять лет
Биотопливо для межконтинентальных рейсов
Но даже если брать только маршруты над океанами - Overture мог бы обслуживать около 500 направлений, посчитал Блейк Шолль. Так, по двойной скорости звука полет из Лондона в Нью-Йорк занимал бы только 3:0015 минут вместо семи часов, а с Сан-Франциско можно было бы добраться Токио за 5 с половиной часов вместо нынешних 11.
Overture должен стать не только экономическим, но и экологическим самолетом
Поэтому понятно, почему проект активно поддерживает японская авиакомпания Japan Airlines (JAL), которая уже заказала 20 самолетов и внесла предоплату. Опцию на 10 лайнеров приобрела и авиакомпания Virgin Atlantic Airways британского миллиардера Ричарда Брэнсона, причем в случае провала проекту она не может претендовать на возврат уплаченных миллионов долларов, а сумма двусмысленная.
Overture должен стать не только экономическим, но и экологическим самолетом. Этому аспекту в Boom Supersonic с самого начала оказывали принципиальное значение, поэтому все самолеты компании должны будут летать на керосине из биологического сырья.
Предприниматель Блейк Шолль вместо президента Джона Кеннеди
Наряду с Boom Supersonic над созданием гражданского сверхзвукового самолета работает еще одна американская компания - Aerion Supersonic. Она разрабатывает частный самолет на 12 пассажиров, намерен реализовать свой проект к середине этого десятилетия и тоже добилась уже заметных успехов. Поэтому первые и пока единственные в мире пассажирские сверхзвуковые самолеты ХХ-го века разрабатываются в США. Это - коренной поворот в истории авиации и шаг к преодолению американцами национальной психологической травмы. Ведь хотя Соединенные Штаты десятилетиями лидировали на планете в области гражданского самолетостроения, гигантские усилия по созданию в 1960-е годы большого коммерческого сверхзвукового авиалайнера ничего не дали.
Британско-французский "Конкорд" и советский Ту-144 как часть экспозиции музея авиаценах техники в немецком Зинсгайми
В июня 1963 года президент США Джон Кеннеди объявил о "немедленном начале программы с целью того, чтобы как можно раньше разработать прототип коммерчески успешного сверхзвукового самолета, который превосходил бы любой другой выпускаемой в любой другой стране мира". Это произошло в обстановке тогдашней гонки с Советским Союзом.
Читайте также: Коронавирус: пилоты "Руслана" об особенностях работы в условиях пандемии
Соперничество с СССР США надорвались через гигантомании
СССР в то время уже работал над подобным проектом и 31 декабря 1968 сумел поднять в воздух первый в мире гражданский сверхзвуковой самолет. Так что Ту-144 на несколько месяцев опередил британско-французский "Конкорд". Западноевропейский лайнер стал хотя бы техническим триумфом 1960-х годов - советский самолет в стадии эксплуатации так и не дошел.
США же просто надорвались при попытке построить сверхзвукового гиганта, который был бы на 30 метров длиннее "Конкорда", мог бы брать на борт около 300 пассажиров и летал бы со скоростью Mach 27 - почти в три раза быстрее звука. В 1973 году Конгресс США "потянул" стоп-кран и приостановил разработку. Авторы проекту под названием Boeing 2707 хотели иметь все и слишком рано: на тот момент много необходимых технологий находились еще на начальной стадии развития.
Boeing Overture Boom - деревянная модель
В результате, более один миллиард долларов, что сегодня соответствовало бы примерно 65 миллиардам, были потрачены на самолет, от которого в конечном счете не осталось ничего, кроме огромной деревянной модели в натуральную величину. Так что в Boom Supersonic прекрасно знают, чего им во что бы то ни стало нужно избежать.
Статья написана автором книги "Сверхзвуковые пассажирские самолеты: прошлое и будущее", которая вышла на немецком языке в издательстве Motorbuch Verlag в Штутгарте.
0 комментариев