A380 авиакомпании Lufthansa в аэропорту Франкфурта-на-Майне
Кто из самолетостроитель планеты? Это либо американская компания Boeing, или европейская Airbus. В XXI веке они практически поровну делят между собой мировой рынок средне- и дальнемагистральных пассажирских лайнеров, поочередно вырываясь вперед. По итогам 2017 года на победу могут претендовать оба производителя. Это стало очевидным после того, как авиастроительная компания Airbus, которая является основой аэрокосмического концерна Airbus Group, вслед за Boeing обнародовала на этой неделе свои валовые показатели .
Производственные рекорды 15 лет подряд
Если взять количество изготовленных и переданных заказчикам машин, то мировым лидером в шестой раз подряд оказались американцы: Boeing выпустила 763 самолета, Airbus - 718 лайнеров. Если же посмотреть на количество полученных заказов, то бесспорным победителем года оказались европейцы. Airbus увеличила свой портфель на 1109 заказов. Это на 52 процента больше, чем в 2016-м. В Boeing клиенты заказали 912 машин. Хотя в Airbus опять не дотянули до показателя Boeing, компания очень довольна теми 718 самолетами, которые передали в прошлом году 85 заказчикам. Это - очередной производственный рекорд ее четырех заводов. Два основных расположены во Франции (Тулуза) и Германии (Гамбург). Сборка осуществляется также в Китае и США. Airbus расширяет выпуск пассажирских лайнеров уже 15 лет подряд, подчеркивается в сообщении для прессы.
Работы по комплектации A320 на заводе в Гамбурге
Поставить очередной рекорд удалось вопреки серьезным проблемам с поставщиками, прежде всего - с американской фирмой Pratt & Whitney: она частично сорвала производственный график европейского самолетостроителя за технических проблем в новых двигателях для А320neo - модернизированной и особенно экономной версии наиболее востребованного среднемагистрального аэробуса.
Глава Airbus Фабрис Брежье заявил 15 января, что в этом году количество выпущенных лайнеров может составить около 800 единиц. Иными словами, он анонсировал на 2018 очередной рекорд производства и, возможно, победу над американским конкурентом по количеству выпущенных машин.
Спасти A380 могут только Emirates
Другой прогноз, прозвучавший в этот же день, может указывать на то, что Airbus проиграл Boeing концептуальную спор о путях развития рынка дальнемагистральных лайнеров. Коммерческий директор европейского самолетостроителя Джон Лихи сообщил, что если не удастся заключить контракт с Emirates о продаже этой авиакомпании партии самолетов А380 то у Airbus не останется другого выбора, как прекратить программу по выпуску этой модели.
Он пояснил, что Emirates, которая уже заказала 142 экземпляры А380 сейчас, пожалуй, единственным авиаперевозчиком, способным в ближайшие 8-10 лет ежегодно покупать по крайней мере шесть экземпляров этого самолета-гиганта . "Если заказ не будет, мы рано или поздно прекратим выпуск этого самолета", - подтвердил и Фабрис Брежье.
Итак два руководителя компании фактически признали, что рынку для крупнейшего в мире двухпалубного пассажирского самолета нет и их компания осуществила стратегическую ошибку, приняв в самом начале 2000-х годов решение о разработке и производстве самолета, способного перевозить от 550 до 850 пассажиров.
Ошибочная оценка перспектив трансконтинентальных авиаперевозок
К этой ошибки привела принципиально неправильная оценка перспективы развития трансконтинентальных авиаперевозок. В компании Airbus исходили из того, что бурный рост пассажиропотоков на планете приведет к повышенному спросу на перелеты между хабами - узловыми аэропортами с большим количеством стыковочных рейсов. Например, как базовый аэропорт Emirates в Дубае.
Европейцы считали, что, скажем, жители Юго-Восточной Азии, отправляются в Европу, на среднемагистральных или региональных самолетах сначала полетят, например, в Сингапур, чтобы потом оттуда на дальнемагистральных гигантах лететь дальше во Франкфурт-на-Майне. Или, допустим, японцы будут сначала все вместе лететь из Токио в Лос-Анджелес, чтобы оттуда продолжить полет в другие города США.
Волшебные сады в аэропорту Сингапура
А руководство Boeing, наоборот, пришло к выводу, что в XXI веке люди не особо захотят делать пересадки, а потому на межконтинентальных маршрутах востребованными станут не столько самолеты-гиганты, курсирующих между несколькими хабами, как лайнеры средних размеров, которые непосредственно доставляют пассажиров в самые пункты назначения.
Производство А350 набирает обороты
Поэтому американская корпорация не стала вкладывать деньги в разработку нового поколения своего гиганта B747 который летает с 1969 года, а ограничилась лишь его постоянной модернизацией. Зато ставка была сделана на разработку дальнемагистрального B787 Dreamliner на 200-300 пассажиров, который впервые поднялся в небо в 2009 году, через четыре года после первого полета А380.
Американцы вполне правы и об этом свидетельствует большой спрос на Dreamliner и падение интереса к B747: этот самолет теперь заказывают уже фактически только для грузовых авиаперевозок. Европейцы, вовремя спохватившись, частично исправили свою стратегическую ошибку, разработав в ответ на B787 модель собственного дальнемагистрального самолета А350 на 300-400 пассажиров. Этот лайнер впервые взлетел в 2013 году, а в 2017 году компания Airbus, как было объявлено 15 января, передала заказчикам уже 78 машин А350 что примерно на 60 процентов больше, чем годом ранее. До конца нынешнего года планируется довести производство этой модели до десяти экземпляров в месяц.
В то же время за прошлый год было выпущено всего 15 машин А380. Однако самым тревожным сигналом стало то, что в 2017 году на этот самолет-гигант не поступило ни одного нового заказа, а два предыдущих были аннулированы. Поэтому пока Airbus отрабатывает бывшие заказ. Их на самолет А380 поступило в целом 317. Из них 222 лайнеры уже переданы авиакомпании, 95 еще в ожидании строительства.
Поэтому о прекращении производства аэробуса А380 в ближайшем будущем не идет, его выпуск будет продолжаться еще несколько лет. Но если в скором времени не появится достаточного количества новых покупателей, то на этом амбициозном проекте поставят точку и не продолжать его из соображений престижа. После заявлений руководителей Airbus в этом теперь не осталось сомнений.
0 комментариев