Часть порта "Ольвия" в Николаеве взяла в концессию на 35 лет катарская компания QTerminals
Министерство инфраструктуры Украины объявило конкурс на передачу в концессию имущества государственного предприятия "Стивидорная компания" Ольвия "еще в сентябре прошлого года. После месяцев бюрократических процедур 20 августа был подписан договор с катарской компанией QTerminals. Это первая прямая катарская инвестиция в экономику Украины, которая также является второй по объему после продажи "Криворожстали" за всю историю страны.
Однако стоило отдавать в концессию предприятие, и в государственном управлении было прибыльным? DW выясняла, какие изменения обещают катарские инвесторы и как оценивают концессию независимые эксперты.
Читайте также: Мининфраструктуры готовит концессию аэропортов "Борисполь" и "Львов"
Знакомство с инвестором
Компания QTerminals управляет крупнейшим торговым портом Катара "Хамад", который был построен в 2017 году по более семь миллиардов долларов США. в прошлом году QTerminals обработала 13000000 контейнерных грузов, что на 300000 больше, чем было обработано в Украине за тот же период всеми портовыми операторами.
В открытом доступе информации о QTerminals немного, поэтому DW направила в Катар запрос с просьбой более подробно рассказать о компании и причины прихода в Украину. Однако на момент публикации статьи ответа на него не получила. Вместе с тем в январе министр транспорта и связи Катара Джассим Сайф Ахмед аль-Сулайти заявлял, что концессия укрепит экономическое сотрудничество его страны с украинскими и международными компаниями, тем самым поддерживая цели "катарского национального видения 2030", которое среди прочего предусматривает развитие конкурентоспособной и диверсифицированной экономики.
Читайте также: Как Катар завоевывает мир с помощью «мягкой силы»
Председатель проектных офиса по развитию государственно-частного партнерства в инфраструктуре Spilno Тарас Бойчук рассказал DW, что порт "Ольвия" будет первым для QTerminals опытом за пределами Катара. "Выбрали Украины, по моему мнению, потому, что у них есть стратегическая цель обеспечивать продовольственную безопасность Катара. А Украина - это место, чтобы это сделать. Я прогнозирую увеличение для наших производителей экспорта в Катар", - рассказал он.
Суть концессии
Морской порт "Ольвия" расположен в Николаевской области и включает в себя три предприятия. Это филиал госпредприятия "Администрация морских портов Украины", государственное предприятие "Стивидорная компания" Ольвия "и частная компания" Евровнешторг ". Объектом концессии является не весь порт, а только имущество государственных предприятий. Период действия концессии продлится 35 лет, в течение которых QTerminals обязуется обеспечить надлежащее функционирование порта и ежегодно платить концессионный платеж в размере не менее 80000000 гривен с учетом индексации и 075 процента от чистого дохода. Как подчеркнул министр инфраструктуры Владислав Криклий, это в 16 раз больше, чем прибыль порта за прошлый год.
Кроме того, QTerminals обязалась вложить средства в развитие инфраструктуры Николаева - в общем 80000000 гривен. По словам Бойчука, эти средства пойдут на строительство тоннеля под железной дорогой в Корабельном районе, что позволит разгрузить город. Также QTerminals должна построить новые объекты недвижимости и универсальный перевалочный комплекс на территории по рту. Всего за 35 лет концессии планируется привлечь 173 миллиарда гривен прямых инвестиций. Кроме того, в первые шесть лет QTerminals гарантирует сохранить рабочие места и не снижать работникам заработную плату. Имущество, переданное концессионеру, остается в государственной собственности и после завершения срока действия договора передается государству со всеми объектами, построенными инвестором.
Подписание соглашения о концессии "Ольвии" с участием представителей Украины и Катара, 20 августа
Оптимальный путь для инвестиций
Председатель правления неправительственной организации Growford Institute Виталий Ломакович считает, что условия концессии очень выгодны для Украины. "Концессионные обязательства могут значительно расширить мощности" Ольвии ". На данном этапе государство не могло бы вложить такие средства в развитие порта. Уровень инвестиций в основные фонды уменьшается. В частности, из недоступности кредитных ресурсов в национальной валюте, а также из-за рискованности кредитования госпредприятий ", - отметил он в беседе с DW.
Читайте также: Нефедов: в Украине половина из 3500 госпредприятий - кандидаты на банкротство
В преимуществах государства от передачи "Ольвии" в концессию убеждает и Владимир Яремко, советник юридической фирмы Sayenko Kharenko, которая сопровождала подписания концессионного договора. "Фактически, она остается владельцем и получает плату за долгосрочную аренду, еще и с солидными инвестиционными обязательствами. Конечно, государство и сама может развивать тот или иной порт. Однако опыт упадка многочисленных государственных предприятий, в том числе и в портовой сфере, подтверждает, что это практически нереально делать эффективно в современных украинских реалиях ", - считает он.
Экзамен на некоррумпированность
Перед тем, как дать государству развивать порт самостоятельно, в Украине необходимо реформировать судебную и правоохранительную системы и значительно продвинуться в борьбе с коррупцией, отметил директор направления "Инфраструктура" Украинского института будущего Владимир Шульмейстр. Однако, по его словам, передача порта в концессию была осуществлена не лучшим образом. "Порт можно было разделить на зоны и сдавать их под отдельного концессионера. Тогда можно было бы сделать пул концессионных районов и получить больше денег", - считает он. Несмотря на это, концессия "Ольвии" будет одним из примеров, которые власть показывать, чтобы привлечь других инвесторов , Убежден Шульмейстр.
Читайте также: Платные дороги или концессия - Украина ищет путь борьбы с ямами
Главное - не мешать инвесторам и не создавать бюрократических преград, отметил руководитель практики морского права юридической фирмы "АНК" Артем Волков. "Как известно, в катаров нулевая толерантность к коррупции, ведь ключевые бизнес в Катаре принадлежат государству. Поэтому заключение концессионного договора с QTerminals - это, в первую очередь, экзамен для украинских чиновников, по результатам которого будут наблюдать как международные инвесторы, так и кредиторы" , - подчеркнул эксперт.
0 комментариев