Инвестиции ради обоюдной выгоды: Ангела Меркель и шейх Тамим бен Хамад Аль Тани в Берлине 7 сентября 2018
Германия - крупнейший импортер газа в Европе. В то же время она - единственная крупная страна Евросоюза, не имеет собственного терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ). Такие терминалы существуют, например, во Франции, Великобритании, Италии, Испании, Польше, Нидерландах, даже в маленькой Литве, однако ни один немецкий порт не имеет возможности принимать танкеры с СПГ.
Германия привыкла к трубопроводного газа
Но до сих пор в этом и нужды не было: необходим стране газ немецкие компании импортируют из России, Норвегии и Нидерландов через систему подземных и подводных трубопроводов, которая формувалапся долгие годы и десятилетия. После того, как "Газпром" и его европейские партнеры построят "Северный поток-2", эта газотранспортная система станет еще более разветвленной.
Трубы для газопровода "Северный поток-2"
При наличии такого большого количества каналов получения трубопроводного газа идея инвестировать сотни миллионов евро в создание инфраструктуры для регазификации СПГ долго казалась не особенно привлекательной. В любом случае, разговоры о том, нужен ли Германии свой терминал для приема сжиженного газа, последние годы велись без особого энтузиазма.
И вот вдруг вялая дискуссия вокруг СПГ вдруг оживилась. Этого, похоже, добились эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани, а также президент США Дональд Трамп. И оказалось, что официальный Берлин готов к вполне конкретному обсуждению этой темы.
Qatar Petroleum хочет выйти на немецкий рынок
Во время государственного визита в ФРГ 7 сентября эмир выступил на открытии конференции деловых кругов Германии и Катара в Берлине, где заявил о намерении своей страны инвестировать в различные отрасли немецкой экономики 10000000000 евро в ближайшие пять лет. Эмират уже вложил, по собственным данным, около 25000000000 евро в покупку крупных пакетов акций немецких фирм: автостроителя Volkswagen, технологического концерна Siemens, финансового института Deutsche Bank и логистической компании Hapag-Lloyd.
Резервуары для хранения сжиженного газа в Катаре
А теперь внимание Катара, крупнейшего в мире экспортера сжиженного газа, привлекла немецкая энергетика. Накануне визита эмира глава государственной нефтегазовой компании Qatar Petroleum (QP) Саад аль-Каабе в интервью немецкой деловой газете Handelsblatt сделал недвусмысленное заявление: "Мы очень заинтересованы в участии в немецком СПГ-терминале и ведем переговоры с обеими фирмами - Uniper и RWE" (крупнейшие энергетические компании Германии. - Ред .).
"Мы стремимся стать частью решения вопроса поставок газа в Германию, - продолжал Саад аль-Каабе. - Если Германия решит иметь собственный терминал и поставки (газа. - Ред. ) Из разных источников, то мы готовы поставлять из Катара , а также по линии QP из других стран мира ". Это был неприкрытый намек на американский сжиженный газ: катарская компания вложила немалые средства в производство СПГ в США и теперь, естественно, ищет для него рынки сбыта.
Ангеле Меркель нравится сжиженный газ
В Берлине сигнал из Дохи восприняли благосклонно. Выступая на открытии той же конференции, в которой принял участие эмир, канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) сначала в целом приветствовала намерение Катара инвестировать в немецкую экономику и, в частности, указала на высокую международную конкурентоспособность, а следовательно и инвестиционную привлекательность, среднего бизнеса в ФРГ. А потом подробно остановилась именно на энергетическом сотрудничестве.
"Особенно в энергетической сфере мы имеем, на мой взгляд, значительный потенциал для расширения экономических отношений", - подчеркнула Ангела Меркель. Коснувшись амбициозных планов Катара как крупнейшего экспортера СПГ, она отметила, что "сжиженный газ способствует диверсификации источников поставок, а следовательно и энергетической безопасности".
Танкер с СПГ в порту Роттердама
Правда, добавила канцлер, газовая сеть Германии уже подключена к СПГ-терминалов в соседних странах - Нидерландах, Бельгии и Польши. Собственно, именно это и является главным аргументом против отдельного немецкого терминала: зачем тратить деньги на его строительство, если в условиях единого энергетического рынка ЕС всегда есть возможность закупить необходимые объемы топлива у соседей, тем более, что их мощности по приему сжиженного газа, по крайней мере пока , крайне недозагружены.
Но, продолжала Ангела Меркель, "мы в федеральном правительстве работаем и над тем, чтобы самим развивать в Германии инфраструктуру для сжиженного газа". В связи с этим она напомнила, что немецкие компании уже имеют планы строительства терминалов СПГ (по сути, существует два таких проекта), и добавила, что в Германии решающее слово в энергетическом секторе имеет бизнес, а не политическое руководство: "Немецкие предприятия принимают решения о закупках газа, руководствуясь, конечно, экономическим критериям ".
СПГ-терминал в обмен на завершение " Северного потока 2"?
По мнению наблюдателей, эту фразу канцлер адресовала не только и даже не столько гостю из Дохи, сколько, заочно, Дональду Трампу в Вашингтоне, который настаивает на том, чтобы европейцы покупали американский СПГ, хотя он сейчас является более дорогим, чем российский газ из трубопроводов.
Порт в Брунсбюттель: здесь могут построить первый немецкий СПГ-терминал
Несмотря на это после выступления Меркель сложилось четкое впечатление, что официальный Берлин уже принял принципиальное решение в рамках своей компетенции поддержать проект немецкого СПГ-терминала. Более того, можно даже предположить, что за неожиданно четкой политической поддержкой этой идеи кроется стремление таким образом умиротворить хозяина Белого Дома, который угрожает ввести санкции против газопровода "Северный поток-2".
Начало сооружения немецкого СПГ-терминала в обмен на беспрепятственное завершения "Северного потока-2"? Кажется, такой вариант устроил бы даже "Газпром", хотя ему в таком случае и грозит усиление конкуренции на немецком рынке.
Выбор, похоже, сделано в пользу Брунсбюттель
Что же касается правительства Германии, то для него такое строительство стало бы практически беспроигрышной делом. Деньги на проект пойдут не из казны, а от частных немецких энергетических компаний (и, возможно, из Катара), сооружение технологического объекта на побережье Северного моря способствовать экономическому развитию относительно слабого в промышленном плане региона, а сдача терминала в эксплуатацию снизит зависимость ФРГ от трубопроводного и, прежде всего, российского газа.
Цены на автогаз: за кулисами рынке топлива в Украине
Стоит ли ожидать возвращения цен на прежние позиции? DW попыталась разобраться, какие факторы могли повлиять на ценовой всплеск на рынке автогаза в Украине. (31082017)
Тополанек: Проблема Европы - несовершенная газовая инфраструктура
Бывший премьер Чехии Мирек Тополанек, который сейчас отвечает за связи с Украиной в словацкой фирме Eustream, в интервью DW о перспективах газового рынка в Европе и реверс голубого топлива в Украину. (30062015)
Поэтому насколько все конкретно? Из упомянутых в интервью Саада аль-Каабе двух немецких энергетических компаний публично отреагировала на его слова только RWE, чья пресс-служба заявила: "Мы не ведем с Qatar Petroleum переговоров об участии в СПГ-терминале в Германии, однако обсуждаем с Qatar Petroleum контракты на поставку газа в Германию ".
Практически одновременно с этим RWE сообщила, что заключила соглашение, закрепляет за ней значительную часть производственных мощностей будущего терминала в Брунсбюттель - городке в земле Шлезвиг-Гольштейн в устье Эльбы к юго-западу от Гамбурга. Здесь предприятие по регазификации СПГ намерена построить компания German LNG Terminal - совместное предприятие нидерландской газовой компании Gasunie (одна из партнерш "Газпрома" по "Северному потоку-2") и специализированных компаний по хранению топлива Oiltanking из Гамбурга и Vopak из Роттердама.
Год назад это совместное предприятие заявило, что в 2018 году примет инвестиционное решение по проекту, затем выделение денег перенесли на конец 2019-го с тем, чтобы к концу 2022 сдать терминал в эксплуатацию. Однако не исключено, что визит эмира и настойчивые усилия Катара в той или иной форме выйти на немецкий рынок газа ускорят реализацию или этого проекта, или планов построить СПГ-терминал в Вильгельмсхафене в Нижней Саксонии северо-западнее Бремена.
0 комментариев