Реализация "Большого строительства" в Украине
Украинский президент Владимир Зеленскький сказал, что хочет, чтобы его запомнили как "президента качественных дорог". Его амбициозный проект "Большая стройка" предусматривает уже через два года завершить капитальный ремонт и прокладка 65 тысячи километров дорог. С начала этого года, когда проект начал реализовываться, в Украине ввели в эксплуатацию только полтысячи километров отремонтированных дорог. Успеют автодорожные службы воплотить задуманное президентом в жизни? Ведь украинцы дорого платят за эти дороги.
DW пообщалась с с председателем Государственного агентства автомобильных дорог Украины ( "Укравтодор") Александром Кубраково.
Deutsche Welle : Господин Кубраков, уже прошла четвертая часть времени, отведенного президентом на реализацию его амбициозного проекту "Большая стройка" в части дорог. Или этот проект уже начался? Уже построили из большого?
Александр Кубраков Наша зона ответственности - 4200 км дорог. Это наш план на этот год. Сейчас работы уже идут на трех тысячах километрах дорог. Из них 500-600 км введены в эксплуатацию. Недавно мы открывали дорогу Львов-Меденичи. Также открываем часть автодороги на трассе Киев-Одесса. В середине июля мы открываем дорогу на маршруте в Станице Луганской - это примерно 130 км полностью отремонтированных дорог. Но большинство работ будут завершены осенью. Есть большие проекты, например дорога Киев-Харьков. Работы происходят по всем участкам, а вводиться в эксплуатацию они будут в октябре-ноябре.
Председатель Государственного агентства автомобильных дорог ( "Укравтодор") Александр Кубраков
Это ремонт или полноценное строительство?
Это капитальный и текущий ремонт имеющихся объектов. Имеющаяся сеть дорог у нас находится в том состоянии, что требует полного восстановления. А главный проект нового строительства - это трасса М1 Днепр-Решетиловка. Это полноценная дорога из Киева в Днепр. Сейчас там ведутся активно работы, потому что план амбициозный со путепроводами, развязками и мостами. Еще месяц назад там были поля с пшеницей, а сейчас - огромное строительство. Однако есть участки, где еще происходят закупочные процедуры, потому что там не было даже проектно документации.
Читайте также: Как строят дороги в Германии
Кто и как отбирал приоритетные пути для этого проекту? Почему решили, что где-то дороги будут ремонтировать, а где-то - строить новые?
У нас есть методика приоритетности дорог для ремонтных работ, утвержденная еще в 2011 году, но ею не слишком пользовались. Есть интегральный показатель, который получает каждая дорога: это трафик, который существует и потенциально будет иметь место после ремонта, это степень износа, по этому критерию многие дороги попадает туда. И третье - это социально-экономическое эффектом: население, бизнес будет пользоваться. По этим показателям выводится интегральный показатель, который показывает, насколько приоритетная та или иная дорога.
Что вкладываете в понятие капитальный ремонт? Где засыпали ямки, где подровняли, как это в Украине традиционно бывает?
При капитальном и поточно-среднем ремонте полностью снимается изношенное покрытие, делается холодный ресайклинг потом основа, затем выравнивающий слой, затем верхний. Это дорожное покрытие должно иметь гарантию 5-10 лет.
На дороги в Украине жалуются все, и на это есть причины. Через распространены коррупционные схемы по документам после ремонта дороги все как в порядке, а на самом деле ею нельзя ехать. Кто проверяет качество уложенного дорожного покрытия, есть какие-то гарантии после ремонта, оно за год опять не сносится? Несет кто-то за это реальную ответственность?
Все дороги, которые ремонтируются и строящихся имеют гарантийный период. Во время этого периода их контролируют службы технадзора. Просто откровенно: у нас не много дорог, которые строились последние годы и по которым есть что контролировать. Большинство дорог строились 30-40 лет назад. Там уже нет никакого гарантийного периода. Они уже свое отработали давно.
А если в цифрах: сколько дорог еще имеют гарантию на эксплуатацию?
Если мы говорим об основной сеть дорог, это примерно 24000 километров. Из них две трети ненормативному состоянии или аварийные. Одна треть - это дороги, которые в более или менее нормальном состоянии. То есть восемь тысяч километров дорог с 24-х тысяч километров более или менее пригодны для эксплуатации. Из этих восьми тысяч километров за последние годы было отремонтировано примерно три тысячи. И именно на эти три тысячи километров еще гарантийный период. Например, трасса Киев-Чоп: ее первые участки были построены в 2003 году, гарантийный период там был 10 лет, он завершился в 2014-м. Но она строилась нормально, был нормальный технический надзор, то эти участки все еще в пригодном для эксплуатации состоянии, хотя гарантийный период завершился.
Кто выигрывает тендеры на строительство дорог в рамках проекту "Большая стройка"? Есть ли иностранные компании в этих работах?
Есть разные подрядные организации, которые работают на дорогах. Большинство компаний - украинские, но также есть несколько турецких, есть компании из Азербайджана, из Польши и Беларуси. С точки зрения качестве контроля, то мы сделали две вещи. Во-первых, повысили квалификационные требования к компаниям. Они, конечно, еще не так высоки, как на тендерах ЕБРР и Всемирного банка. Если мы это сделали, то на наших тендерах проходили бы всего 3-4 компании из украинских, которые существуют на рынке. Тогда мы очень существенно сузили рынок и не уложились в сроки строительства.
Читайте также: Автобаны Германии: тысячи километров пробок
Во-вторых, на все объекты большого строительства мы пригласили этого года независимый технадзор, как на тендерах ЕБРР и Всемирного банка. Это иностранные компании, которые профессионально контролируют соблюдение требований строительства дорог. Например, на трассе М1 Днепр-Решетиловка это делает польский независимая компания. На других объектах контролируют французские и австрийские компании. Для нас это залог того, что будет профессиональный технадзор и, когда работы будут казаться, это будет делаться не формально "для галочки", а по определенным стандартам. Поскольку в этих компаний является международная репутация, которая для них много значит.
Но где гарантии что построенную или отремонтированную дорогу не разобьют перегружены грузовика? В Украине это реальная проблема. Вы что-то с этим делаете? Применяете новейшие технологии, чтобы покрытие выдерживало большую нагрузку собираетесь бороться с перегруженными зерновозами?
Да это проблема. На дорогах надо обустроить нормальный весовой контроль, потому что он сейчас не совсем эффективен, и дороги действительно разбиваются грузовиками. Но на шести дорогах государственного значения на подъездах к Киеву мы ввели первый пилотный проект по автоматическому весового контроля. Автомобиль едет по трассе и автоматически решается. В рамках "Большого строительства" планируем поставить еще 23 таких комплекса в 19-ти областях. Сейчас эта система сертифицируется. Надеемся, что с июля "Укртрансбезпека" сможет использовать эти системы и выставлять штрафы тем, кто нарушает весовой контроль.
А насколько серьезна ответственность за превышение нагрузки автомобиля?
Штрафы были повышены существенно прошлого года и составляют до 35 тысяч гривен.
Кстати, о деньгах. В этом году на ремонт и строительство дорог выделены рекордные суммы как бюджетных средств, так и кредитных. В частности, экономисты подсчитали, что каждая четвертая гривня, потраченная в этом году на дороги, является кредитной, и ее надо будет вернуть с процентами. "Большая стройка" дорого обойдется украинском. То они действительно получат за эти деньги качественные дороги?
"Укравтодор" три источника финансирования. Первое - этот дорожный фонд, из которого на капитальный ремонт и в настоящее время средний ремонт направлено 315 миллиарда гривен. Второе - кредитные средства, которые мы привлекаем от "Укрэксимбанка" под государственные гарантии. Речь идет о 193 миллиарда гривен. Третий источник - часть средств, которые мы получаем из фонда борьбы с COVID-19 это 35000000000 гривен. В общем привлекается более 85000000000 гривен на дороги государственного значения.
Кстати, есть кому строить эти дороги и еще и так быстро? Ведь многие украинский на заработках
В прошлом году, когда объем ремонта и строительства был в разы меньше, было трудно найти людей. Сейчас увеличились объемы, но через коронавирус многие вернулись из-за границы, многие потеряли работу из-за карантина. То есть у нас нет большой проблемы в области найти людей. Но мы все равно ищем. 15 компаний, работающих на рынке через наш проект "Работа в Украавтодор", который работает только два месяца, трудоустроили 8000 человек. Сейчас еще более тысячи вакансий. Люди могут знать там себе работу. Средняя зарплата в отрасли - 17000 гривен.
То Вы успеете в поставленные сроки действительно дать Украинские качественные обновленные и новые дороги?
У нас заключены договора до конца года на 82 миллиарда гривен. Есть тендеры, которые еще происходят. Успеем. Но все зависит, когда деньги будут поступать. Если деньги поступят в конце года, то обычно их не реально использовать. Но пока у нас все по плану.
0 комментариев