Основатель Nikola Тревор Милтон
Электрическая и экологическая революция в мировой автомобильной промышленности ускоряется, причем технологические и финансовые импульсы она в дальнейшем получает из США. Маск поднял отрасль своими легковыми электромобилями Tesla, теперь его успех намерена повторить не менее амбициозный 38-летний Тревор Милтон - на этот раз переведя на электрическую тягу грузовой автотранспорт. Свой стартап он демонстративно назвал Nikola - не по фамилии, а по имени культового изобретателя в области электротехники Николы Теслы.
Аккумуляторные батареи для грузовиков слишком тяжелые
Как и калифорнийский автопроизводитель Tesla, компания Nikola из города Феникс в штате Аризона намерена одновременно с выпуском автомобилей развивать и собственную сеть заправок. Именно заправок, а не зарядных станций, ведь ее электрические грузовики будут получать электроэнергию не только и даже не столько из аккумуляторных батарей, сколько из топливных элементов - электрохимических устройств, работающих на водороде. Другими словами, это будут водородные грузовика.
Читайте также: Tesla и ко: токсическое мусора для Украины?
Ставку на водород можно объяснить прежде всего тем, что многие эксперты убеждены: мощным грузовикам нужна была бы столь велика и, самое главное, тяжелая батарея, это неизбежно снизило бы их грузоподъемность, а значит и рентабельность. К тому же, для заправки водородом нужно в разы меньше времени, чем для подзарядки электромобиля, и дальность пробега за использование водорода заметно выше.
2017 Tesla представила прототип електровантаживкы Semi
Роднит компании Tesla и Nikola и тот ажиотаж, который они провоцируют на американской бирже технологических компаний Nasdaq. Но если корпорация Илона Маска уже давно является любимцем инвесторов, то детище Тревора Милтона - новичок на фондовом рынке. Она решила выйти на биржу с целью привлечь свежий капитал лишь в начале июня, что было довольно смелым решением на фоне глобальной рецессии и пандемии коронавирусной болезни COVID-19.
Биржевая капитализация Nikola и Tesla: конкуренты блекнут
Впрочем, у основателя Nikola, как и у главы Tesla, уверенности в себе оказалось достаточно, чтобы рискнуть - и выиграть. На развитие своего бизнеса он привлек 700000000 долларов. Курс акций молодой компании сразу же удвоился, в результате чего биржевая капитализация Nikola Motor составляла около 20 мильйрдив долларов. После этого Тревор Милтон объявил в Twitter, что его фирма стоит теперь больше корпораций Ford или Fiat Chrysler и даже "наступает на пятки General Motors".
Читайте также: Электромобили и защиту климата: экологические мифы и реалии
Заоблачные котировки акций - еще одно сходство с корпорацией Tesla, биржевая капитализация которой в января 2020 года впервые преодолела отметку в 100000000 000 долларов, а весной превысила 145000000 000 долларов. После этого производитель автомобилей стал стоить больше, чем три немецких автопроизводители Volkswagen, Daimler и BMW вместе. А сейчас стоимость Tesla превысила 180000000 000 долларов, и она, опередив Toyota стала самой дорогой автокомпанией на планете.
Основатель Tesla Маск
И в чем Nikola кардинально отличается от Tesla: основанный шесть лет назад производитель грузовиков пока серийно ничего не производит и ни прибыли, ни даже выручки нет. Поэтому выход на биржу был осуществлен путем слияния с компанией, которая уже котируется на Nasdaq. Эта довольно редкая схема позволила обойти многие привычные процедур проверки и презентации, предшествующих листинга.
Хайп вокруг акции Nikola напоминает "пузырь доткомов"
До сих пор компания Nikola выработала лишь несколько прототипов водородных грузовиков, тестируются теперь на дорогах США. В прошлом году она начала строить в Аризонский Кулидж, примерно в 80 киломентив от Феникса, автозавод мощность 50000 грузовиков в год, который должен начать производство в 2023 году. При этом компания Тревора Милтона, правда, уже имеет, согласно ее собственным данным, портфель заказов на 14000 грузовиков, что должно обеспечить ей до 2028 года выручку в десять миллиардов долларов. Один из будущих клиентов - пивной гигант Anheuser Busch, что намерен выработать сразу 800 водородных грузовиков.
Читайте также: Завод Tesla под Берлином: как Маск наэлектризовал Германию
Поэтому нынешний хайп вокруг акций компании Nikola, что поднялся на фоне взлета ценных бумаг Tesla, явно спекулятивный характер и во многом напоминает "биржевую пузырь доткомов", возникшая в конце прошлого века из-за эйфории вокруг интернет-компаний. Многие из них тогда не оправдали надежд, обанкротились, исчезли. Тем не менее: триумфальное шествие большинства нынешних лидеров глобальной интернет-индустрии, озолотили своих акционеров, началась именно тогда.
Прототип грузовика Nikola Truck Two тестируется на дорогах США
И вот теперь, как видим, безудержную эйфорию на бирже Nasdaq вызывают акции производителей автомобилей с альтернативными двигателями без выбросов парниковых газов в атмосферу. Причем, это довольно симптоматично, что Nikola захватывает спекулянтов и инвесторов именно тем, что собирается переводить на водород не легко, а грузовые машины.
Американские венчурные инвесторы поверили в водород
Похоже, в Америке, как и в Германии, стала господствовать мнение, что в водородных технологий в отрасли грузовых автоперевозок гораздо больше перспектив, тогда как азиатские автопроизводители в дальнейшем верят, что будущее имеют так же и легковые водородные автомобили: в Японии расширяют выпуск седана Toyota Mirai , в Южной Корее - внедорожника Hyundai Nexo.
Читайте также: Водородные автомобили: энтузиазм в Азии, сомнения в Германии
В любом случае, феноменальный взлет акций стартапа Nikola свидетельствует, что водородный бум, набирает обороты в Азии и Европе, начинает охватывать и США, где венчурные фонды и инвесторы, которые специализируются на высокорискованных инвестициях в инновационные технологии, убедительно продемонстрировали сейчас готовность вкладывать значительные средства в развитие водородных технологий. И эта готовность теперь вряд ли исчезнет, даже если конкретный амбициозный предприниматель подорвется.
Легковой водородный автомобиль Toyota Mirai
Ведь направление движения останется. Причем во время распространения водорода на автомобильном транспорте американские и немецкие компании смогут неплохо дополнять друг друга. И дело здесь не только в том, что Nikola использовать топливные элементы, в разработке которых принимала участие фирма Bosch.
Шанс для немецкой техники производства «зеленого водорода"
Правительство Германии приняло в июне "Национальную водородную стратегию", одна из важнейших целей которой - поддержать развитие и будущий экспорт немецких технологий производства «зеленого водорода" методом электролиза. Такое оборудование вполне может понадобиться тем 700 водородным заправкам, которые Тревор Милтон собирается построить в США и Канаде в течение ближайших восьми лет.
В том числе и для того, чтобы обслуживать там пикапы, которые будут работать на водороде. Прототип такой легкого грузовика Nikola уже представила. 29 июня компания намерена начать прием заказов на нее.
0 комментариев