Опустевшие автодороги в китайском Ухане
Коронавирус продолжает распространяться Китаем. Количество смертей от вируса уже приближается к 500. Местные эксперты ожидают пика эпидемии за 10-14 дней. Около 45000000 жителей провинции Ухань отрезаны от внешнего мира. Центральная власть даже продлила каникулы по случаю китайского Нового года, чтобы уменьшить распространение заразы и отложила открытие биржи. В понедельник, когда биржа наконец открылась, индексы резко упали, однако уже на следующий день несколько стабилизировались.
В Пекине, впрочем, решили перестраховаться и залили в экономику 12 триллиона юаней (около +156000000000 евро ) Для стабилизации финансового рынка и банковской системы, а также снизили импортные пошлины на товары, необходимые для противостояния эпидемии.
Закрытые офисы, пустые фабрики
Но удар пришелся не только бирже. Потребительские настроения в Китае тоже ухудшились. Праздничные новогодние мероприятия отменили, туристические достопримечательности, кинотеатры - закрыты. НЕ попить кофе и в сети Starbucks - все две тысячи кофеен закрыты, как и сотни закусочных McDonalds, 130 магазинов одежды Uniqlo и все 30 мебельных магазинов IKEA.
Дезинфикация на почте в Ухане
Туристическая индустрия тоже несет убытки. Ряд стран официально предостерегает от путешествий в Китай, некоторые авиакомпании прекратили полеты. Немецкая Lufthansa, а также Swiss и Austrian Airlines отменили до 29 февраля все рейсы из и в Пекин. Власти Китая призвали своих граждан отложить путешествия за границу и запретила массовые туры внутри страны.
Большинство фабрик и офисов останутся до конца этой недели на замке. Автомобилестроители Volkswagen, BMW, Volvo, Toyota и Tesla тоже продлили отпуска на заводах, а крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны из-за снижения спроса сократил производство в 600000 баррелей в сутки.
Уроки SARS
Когда вирус SARS свирепствовал в Китае 17 лет назад, торговля и биржи также подверглись удару. И с тех пор глобальная экономика стала еще более переплетенной, а роль китайской экономики в мире значительно возросла. В то время ее доля не превышала 5 процентов, а сейчас - более 16 - это вторая экономика мира, важный рынок экспорта и производства для немецкой индустрии.
Экономический эксперт Тимо Вольмергойзер (Timo Wollmershäuser) из института ifo в Мюнхене считает, что "экономические последствия на этот раз будут хуже, чем во время эпидемии SARS".
Тогдашняя кризис продолжался полгода. Китайская экономика недосчиталась тогда одного процента ВВП - настолько незначительные убытки даже не отразилась на показателях немецких фирм. "С тех пор важность экономики страны выросла, больше сейчас и масштаб эпидемии, правительство Китая тоже реагирует жестче", - отмечает немецкий экономист.
Выводы делать рано
Эксперты пока не берутся прогнозировать масштабы экономического ущерба. Глава немецкой Торговой палаты в Пекине Йенс Гильдебрандт (Jens Hildebrandt) в беседе с DW объяснил, что Китай и без того еще не вышел из сезона новогодних и весенних праздников. "Все заводы закрываются на три-четыре недели", - говорит он и добавляет, что даже без эпидемии коронавируса в этот период страна замирает. И только прекращение путешествий подсказывает, что сейчас что-то не так.
Первые экономические последствия эпидемии, по оценке Гильдебрандта, станут очевидными лишь за неделю-две, когда станет ясно, сколько работников вернутся к работе в Пекине и Шанхае, а также на юге страны. Тогда же станет очевидным и то, насколько этот кризис скажется на цепях поставок продукции за рубеж.
Значительная часть работников китайских заводов проживает именно в провинции Ухань, пораженной эпидемией. "Сейчас нет признаков того, что цепи поставок будут полностью нарушены. Однако задержки вполне вероятны", - прогнозирует глава отдела внешней торговли в Ассоциации оптовой, внешней торговли и услуг (BGA) Герхард Вольф (Gerhard Wolf) и рекомендует не паниковать.
В Украине сохраняют спокойствие
Сохраняют спокойствие и в министерстве развития, экономики и сельского хозяйства Украины, где на прошлой неделе заявили, что не ожидают серьезных последствий для украинского-китайской торговли за эпидемии коронавируса. Китай занимает четвертое место среди главных импортеров украинского зерна, а также закупает подсолнечное масло. "Не вижу причин для беспокойства", - цитирует информагентство Reuters главу Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева.
По его словам, существуют некоторые трудности с логистикой и поставками в регионы Китая, но в целом "спрос не исчез", говорит он.
Немецкий Volkswagen удерживает большой завод в Шанхае (архивное фото)
Йенс Гильдебрандт, в свою очередь, говорит, что немецкие компании пока тоже сохраняют спокойствие, но на всякий случай готовят и кризисные планы. "Делать выводы относительно экономических последствий коронавируса еще рано. Если эпидемию удастся сдержать в Китае и в мире, то экономические потери и нарушение производства не будут масштабными", - говорит председатель Немецкого института экономических исследований (DIW) Марсель Фрацшер (Marcel Fratzscher).
Но если производство остановится на длительное время, международные цепи поставок могут быть нарушены, предостерегает эксперт Института мировой экономики в немецком Киле Клаус-Юрген Ґерн (Klaus-Jürgen Gern). "Китай является важным глобальным поставщиком", - напоминает он.
По оценкам немецкого страхового концерна Allianz, в особой «зоне риска» такие отрасли как химическая, автомобильная, текстильная электронная промышленность. Это означает, что в случае сбоев с поставками международным компаниям нужно будет искать другие пути или даже останавливать производство, как это уже сделал южнокорейский концерн Hyundai motor . Из Китая там ожидали, как всегда, получить кабельные жгуты. Но так и не дождались.
Смотреть видео 1:05Поделиться
Лекарство от коронавируса: ученые в поиске медикаментов (28012020)
Отправить Facebook Twitter google + Whatsapp Tumblr Vkontakte Livejournal Мой круг Mail Odnoklassniki
Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/3Ww8c
0 комментариев