В прошлом году в Германии было произведено рекордное количество "зеленой" электричества. Согласно анализу Института систем солнечной энергетики Общества имени Фраунгофера, доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в структуре производства электроэнергии в ФРГ составила в 2019 году 46 процентов, а в некоторые дни она превышала 65 процентов. Уменьшение использования угля способствовало защите климата. По сравнению с предыдущим годом доля электроэнергии, добытой в результате сжигания бурого угля снизилась на 22 процента, а каменного - на 33 процента.
Что способствовало снижению значимости угольной электроэнергетики в ФРГ
Роль угольной энергетики в Германии уменьшилось в 2019 году по нескольким причинам. Во-первых, погода в прошлом году часто была ветреной, что позволило расширить использование энергии ветра для производства электричества и сократить потребление угля.
С другой стороны, производить электроэнергию на угольных электростанциях стало значительно дороже из-за повышения цены на сертификаты, которые дают компаниям право на выброс в атмосферу определенного объема углекислого газа. На них в 2018 году в среднем составляла 16 евро за тонну CO2 а в 2019-м она выросла до 25 евро. Даже газовые электростанции стали более прибыльными, чем угольные, поскольку во время их работы выделяется меньше углекислого газа.
Именно эти факторы, по первичной оценке "Рабочей группы по энергетическим отчетов" (Arbeitsgemeinschaft Energiebilanzen, AGEB), помогли снизить выбросы CO2 в Германии на 50000000 тонн по сравнению с предыдущим годом - то есть на 7 процентов.
Следующие шаги в направлении "зеленой" энергетики
Такими показателями довольна Министерка охраны окружающей среды и ядерной безопасности ФРГ Свенья Шульце (Svenja Schulze). По ее мнению, это результат политических мероприятий, таких как вывод из эксплуатации некоторых угольных электростанций и реформа в ЕС торговли квотами на эмиссию парниковых газов. Министерка подчеркивает, что благодаря этим мерам угольная электроэнергетика стала дороже, а "зеленые" альтернативы - экономически более привлекательными.
"Далее многое будет зависеть от того, удастся (правительственной. - Ред. ) Коалиции принять дальнейшие законодательные инициативы для расширения ветряной и солнечной энергетики, - объясняет Шульце. - Меня беспокоит тот факт, что мы уже потеряли слишком много времени. это ставит под угрозу не только защиту климата, но и рабочие места в сфере ветроэнергетики ".
Тенденция роста возобновляемой и сокращения угольной энергетики - "движение в правильном направлении". Такую оценку в беседе с DW дала Клаудиа Кемферт (Claudia Kemfert), возглавляющая отдел энергетики, транспорта и экологии Немецкого института экономических исследований (DIW). В то же время она опасается, что эта тенденция может создать у населения ложное впечатление. Рост в ветроэнергетике замедлился. Если не принять срочных мер, разрыв в производстве экологически чистой электроэнергии в Германии будет неизбежен, предупреждает эксперт.
Климатические цели немецкого правительства на 2020 год
Правительство Ангелы Меркель (Angela Merkel) пообещал к 2020 году сократить выбросы в Германии углекислого газа на 40 процентов по сравнению с 1990 годом. Согласно предварительной оценке "Рабочей группы по энергетическим отчетов", снижение эмиссии СО2 к 2019 году составил 35 процентов.
Экспертов по защите климата особенно беспокоит негативное влияние транспорта на окружающую среду в Германии. В этой сфере, по данным "Рабочей группы по энергетическим отчетов", выбросы углекислого газа по сравнению с 1990 годом вообще не снизились. Более того, использование дизельного топлива, бензина и керосина в 2019 году в дальнейшем росло.
"Свой вклад в сокращение выбросов СО2 должны увеличить прежде всего транспортной и строительный сектора", - подчеркивает Клаудиа Кемферт. По ее мнению, необходимо значительно активнее содействовать развитию железнодорожного транспорта - как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.
К тому же, считает Кемферт, нужно ввести обязательную квоту на электромобили при регистрации новых транспортных средств и расширить инфраструктуру для их подзарядки, а также усилить нормы на допустимое количество эмиссии углекислого газа в ЕС.
Достигнет Германия заявленных целей?
По словам Кемферт, те, кто часто ездит на автомобиле, тем самым загрязняя атмосферу, в дальнейшем должны будут "возмещать социальные расходы за загрязнение окружающей среды и нанесенный ущерб здоровью". Цены за эмиссию углекислого газа при использовании бензина, дизельного топлива и газа тоже будут постепенно расти. В 2021 году тонна таких выбросов обойдется водителям в 25 евро, а уже в 2025-м - в 55 евро. По мнению Кемферт, эти меры - лишь первые шаги в правильном направлении и должны быть продолжены.
Немецкая экологическая организация Germanwatch положительно оценивает энергетические показатели Германии в 2019 году. "На первый взгляд, это хорошие новости", - заявил DW Ольдаґ Каспар (Oldag Caspar), эксперт по международной климатической политики в Germanwatch. Тот факт, что такая индустриально развитая страна как Германия теперь почти половину электричества производит из ВИЭ, Каспар называет обнадеживающим и добавляет, что это также положительно скажется на экономике страны.
Однако он уверен, что для достижения заявленных властью климатических целей солнечная и ветровая энергетики Германии "могли и должны были бы развиваться значительно быстрее". Одним из главных препятствий на пути развития ветроэнергетики Каспар считает недоработки со стороны немецкого правительства.
Достичь поставленных целей и уменьшить выбросы углекислого газа на 40 процентов можно, если принять решительные меры, подчеркнула в беседе с DW Тина Леффельбайн (Tina Loeffelbein), прессекретарка Greenpeace. Однако, по ее словам, для этого придется увеличить темпы расширения использования ВИЭ по меньшей мере в четыре раза, немедленно прекратить работу старых электростанций, поэтапно отказаться от угля, а также запретить разработку новых карьеров.
0 комментариев