Угольная электростанция в Еншвальде
14 марта 2011 через три дня после аварии на японской АЭС Фукусима-1 , Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) осуществила, вероятно, самый разворот в политике за все свои годы работы в этой должности, отказавшись от атомной энергии. В конце 2022 года, то есть через 11 лет, должны прекратить свою работу три последних немецкие АЭС, после чего атомная энергия в ФРГ станет историей.
Благодаря этому интуитивном решению Меркель в свое время получила много положительных отзывов. Зато критики до сих пор осуждают ее якобы необдуманной политики, которая не учитывает всех возможных последствий. Теперь, спустя восемь лет, Германия и ее канцлер стоят перед еще одним решением в энергетической политике, которое походит по своему масштабу: как долго страна еще использовать угольные электростанции ?
Отказ от угля к 2038
Создана немецким правительством комиссия по вопросам угля, в состав которой входят представители энергетических предприятий и организаций по защите окружающей среды, в январе этого года предложила до 2038 года прекратить производство электроэнергии из угля. Согласно этому плану, в течение следующих 20 лет в ФРГ должны быть закрыты все электростанции, работающие на буром и каменном угле. И только так страна сможет достичь своих целей по защите климата.
Впрочем, через пять месяцев политические обстоятельства сильно изменились. Немецкие Зеленые с темой защиты климата доминировали на последних выборах в Европарламент Протесты молодежи в рамках движения " Пятницы ради будущего " Приобретают все большую популярность. Результаты опросов общественности свидетельствуют, что защита окружающей среды для немцев на данный момент имеет самый высокий приоритет. И среди требований многих, прежде всего молодых людей, является быстрое прекращение использования угля в энергетике.
Неудовлетворительная политика правительства по защите климата
"Германия слишком долго колебалась и слишком долго держалась угля", - считает експертка по энергетике Клаудия Кемферт (Claudia Kemfert), возглавляющая отдел энергетики, транспорта и защиты окружающей среды в Немецком институте экономических исследований в Берлине. Она требует быстрого переосмысления этого подхода: "Чего не поняли энергетические компании и политики, так это того, что временное окно для действий закрывается неотвратимо. Жить по старым правилам мы можем себе позволить максимум в течение следующих семи лет". И сохранение угольной промышленности препятствует структурным изменениям в энергетической отрасли, отмечает Кемферт.
Експертка выступает за скорейший отказ от использования угля в энергетике. Она говорит, что за развитие возобновляемой энергетики она бы поставила немецкому правительству "четверку", но не "пятерку", поскольку это развитие в последние годы сильно затормозила. А вот из-за того, что отказа от угля не произошло, Кемферт поставила правительства "единицу".
Она также отвергает аргументацию защитников угольной промышленности, что, мол, отказ от нее плохо отразится на германской экономике: "Угольная промышленность не имеет большого значения для немецкой экономики - в отличие от других отраслей, таких как автомобильный сектор". К тому же, структурные изменения должны поддерживаться финансово. Напротив, Кемферт указывает, что обдуманная отказ от угля может создать возможности для экономического развития, поскольку она высвободит ресурсы для инвестиций в рынки будущего.
А если ветер не будет дуть и солнце не будет светить?
Тело Шефер (Thilo Schaefer) - эксперт по вопросам окружающей среды в Институте немецкой экономики в Кельне. Он прекрасно понимает такую аргументацию: "Я считаю обоснованной требование быстро закрыть угольные электростанции в Германии, поскольку таким образом можно быстро уменьшить большие объемы вредных выбросов". По его убеждению, в вопросе отказа от угля идет не о том, произойдет это или нет, а о том, каким образом и когда это произойдет.
Но одновременно Шефер предостерегает от слишком поспешной отказа от угля, что может привести к высоким ценам на электроэнергию: "Я не считаю, что мы уже сейчас способны заменить электроэнергию (из угля. - Ред .) В те дни, когда ветер и солнце есть не в достаточных объемах ".
Поскольку в прошлом Германия не инвестировала в аккумуляторы для электроэнергии, то эксперт объясняет следующим образом, как быть в дни, когда нет ветра и солнца: "По состоянию на сейчас мы импортируем ток от соседних стран: атомную электроэнергию из Франции и Бельгии и угольную - из Польши . Как и помогает нашему национальному климатическом баланса, но в целом климата - конечно, нет ".
Нужны решения на европейском уровне
Шефер убежден, что Германия искать общеевропейских, а не национальных решений. "Ведь выбросы парниковых газов оказывают влияние (на климат. - Ред .) На всей Земле. Мы должны думать шире!" - замечает эксперт. По его мнению, необходимо упростить бюрократические процедуры для развития инфраструктуры ветровой энергетики, быстрыми темпами развивать линии электропередач с севера на юг и использовать газотурбинные электростанции как промежуточную технологию для перехода от угольной к полностью возобновляемой энергетики.
Но необходимым также является изменение отношения со стороны самих граждан, ведь во многих немцев прослеживается несоответствие между их действиями и желанием лучше защищать климат. Лишь небольшая часть из них отказывается от авиаперелетов, потребляет меньшее количество мяса или пересаживается с автомобилей на велосипеды.
В Японии планируют сделать АЭС "Фукусима" магнитом для туристов
Оператор закрытой АЭС надеется привлечь десятки тысяч гостей. Экологи, впрочем, говорят о риске радиационного поражения. (03032018)
Как Германия готовится к отключению угольных электростанций
В том, что ради сохранения климата необходимо отказываться от использования угля, в ФРГ мало кто сомневается. Вопрос лишь в том, как быстро это должно произойти. Специальная экспертная комиссия советует нажать на газ. (30012019)
Потеря лидерских позиций
Пример такого отношения гражданам показывают политики, считает Карл-Фридрих Шлойсснер (Carl-Friedrich Schleußner) из берлинского аналитического центра Climate Analytics. "Поведение политиков в Германии чрезвычайно непоследовательной. Между амбициями, которые мы имеем, например по реализации Парижской климатического соглашения, и тем, что мы на самом деле делаем, - большая пропасть", - утверждает ученый.
Шлойсснер критикует отсутствие эффективной политики и последовательности в вопросе перехода на альтернативные источники энергии. "Раньше мы были лидерами в мире по объемам генерации солнечной энергии, теперь мы сдали эти позиции", - напоминает эксперт. Он также предупреждает, что такая же участь может постигнуть и ветровую энергетику в ФРГ, и фоне банкротств предприятий, работающих на этом рынке. Ученый также критикует рекомендации правительственной комиссии закрыть последнюю угольную электростанцию до 2038. По его словам, таким образом ФРГ якобы показывает, что на самом деле не спешит с воплощением в жизнь Парижского соглашения. Он уверен: если бы Германия осуществляла структурные изменения в энергетике теми темпами, которыми это делают некоторые другие государства, то сейчас страна уже изрядно продвинулась бы вперед.
0 комментариев