Баки с кислородом и водородом, полученные методом электролиза на установке в Пренцлау близ Берлина
В Европе явно назревает водородный бум. По крайней мере, в разных странах к нему начинают активно готовиться. В последнее время в СМИ появляется все больше сообщений о пилотных проектах с водородом - и все чаще можно увидеть химическое обозначение этого газа: H2.
"Водородная государство №1"
Так, в Германии строится крупнейшая в мире станция по его производству методом электролиза и стартует эксперимент по частичному замещению водородом газа в отоплении жилья. Над заменой метана на H2 в газопроводной сети работают и в Великобритании. В Нидерландах и Бельгии собираются протестовать речное судно на водородном топливе и создать для него систему заправки.
В Австрии три ведущих промышленных концерны готовят сразу несколько совместных пилотных проектов, в частности по использованию водорода вместо угля при производстве стали, а бывший и, вероятно, будущий канцлер, консерватор Себастьян Курц в ходе избирательной кампании выдвигает лозунг превращения своей страны в "водородную государство №1 ". На эту же роль претендует и Франция. И Германия вполне сможет побороться за такой титул.
Пригородные электрички на водные
Два пока единственных в мире водородных поезда Coradia iLint эксплуатируются именно в Германии. Более того, они уже успешно отработали свои первые 100000 километров. Это произошло в июле, через десять месяцев после начала регулярной перевозки пассажиров cтокилометровим маршруту между городами Бремерхафен, Куксхафен, Букстегуде и Бремерферде.
К концу 2021 на этой неэлектрифицированных железнодорожных линии на северо-западе страны в федеральной земле Нижняя Саксония собираются полностью отказаться от дизельных локомотивов, заменив их на 14 поездов, которые производят электроэнергию благодаря химической реакции между водородом и кислородом. Вместо привычных выбросов выходит вода.
Пригородная водородная электричка Coradia iLint эксплуатируется в Германии с сентября 2018
Такие же водородные электрички решили использовать и в федеральной земле Гессен. В мае французский концерн Alstom, их и получил заказ объемом в 500000000 евро на 27 поездов, с 2022 планируется использовать для пригородного сообщения с горным массивом Таунус северо-западнее Франкфурта-на-Майне.
В результате ФРГ станет бесспорным мировым лидером в области водородного железнодорожного транспорта. Тем более, что интерес к инновационным поездов Alstom проявляют и другие федеральные земли. С некоторыми из них, сообщил глава немецкого филиала концерна Йорг Никутта (Jörg Nikutta) агентству dpa, он ведет сейчас "активные переговоры".
Водород в газовой сети
Немцев и вообще европейцев водород привлекает, прежде всего, по экологическим соображениям. При использовании H2 в атмосферу не выделяется углекислый газ - самый виновник в парниковом эффекте и глобальном потеплении. Поэтому более широкое внедрение водородных технологий поможет странам ЕС выполнить обязательства, взятые на себя в рамках Парижской климатического соглашения (Германия, например, их пока не выполняет).
Power to Gas: Немцы научились производить газ из ветра
Но есть и экономический интерес. Он связан с тем, что использование такого возобновляемого источника энергии, как водород, снижает потребность в ископаемых энергоносителях, чаще всего импортируемых. Например, в нефти и нефтепродуктах, на которых работают, скажем, дизельные локомотивы на неэлектрифицированных маршрутах в том же Таунус.
Впрочем, немецкая компания Avacon, что начала пилотный проект по добавление к природному газу до 20 процентов водорода, в своих заявлениях говорит исключительно о защите климата. Эксперимент должен доказать, что к газу, который используют в отоплении, можно добавлять не до 10 процентов H2 как это предусматривают действующие нормы, а в два раза больше. В результате сократится выброс CO2 поскольку будет сжигаться меньше углеводородного топлива.
Масштабы эксперимента скромные - он проводится в одном из районов города Ґентин в восточногерманской земле Саксония-Анхальт. Выбрали это место потому, что имеющаяся здесь газовая инфраструктура по своим техническим характеристикам является типичной для всей сети компании Avacon. "Поскольку зеленый газ будет играть все более важную роль, мы хотим переоборудовать свою газораспределительную сеть так, чтобы она была приспособлена к приему как можно более высокой доли водорода", - объясняет стратегической цели эксперимента член правления Avacon Штефан Тенго (Stephan Tenge).
Power to Gas
Под «зеленым газом" он подразумевает "зеленый водород" - так обычно называют то H2 который образуется рядом с кислородом при электролизе обычной воды. Процесс этот технически довольно простой, но очень энергоемкий. Однако, если использовать для него излишки вырабатываемой из возобновляемых источников - ветер и солнце, то получается безвредное для климата топливо, произведенное без выбросов в атмосферу CO2.
Собственно, распространение в Европе этой технологии, получившей название Power to Gas (P2G), началось несколько лет назад, и она лежит в основе европейского интереса к водороду, постоянно растет. Так, в конце июня британско-нидерландский концерн Shell начал в Германии строительство крупнейшей в мире установки по производству водорода методом электролиза на территории своего нефтеперерабатывающего завода в Весселинґу под Кельном. Этот проект реализуется при финансовой поддержке Евросоюза, который предоставил 10 из 16000000 евро. Но пока водород получают здесь с помощью природного газа.
НПЗ Shell в Весселинґу - здесь будет крупнейшая в мире установка P2G по производству водорода
По данным Shell, после введения в эксплуатацию во второй половине 2020 мощность установки составит ежегодно 1300 тонн водорода, который будет использоваться главным образом в производственных процессах на самом НПЗ. Но часть уйдет на то, чтобы превратить территорию между Кельном и Бонном в модельный регион по внедрению H2 в частности в качестве топлива для автобусов, грузовых и легковых автомобилей, возможно - и для судов, ведь Рейн рядом.
Водородное отопления
Между тем в третьем по размерам британском городе Лидсе энергетическая компания Northern Gas Networks готовит пилотный проект под многозначительным названием H21. Он похож на инициативу в немецком Ґентини, но значительно превосходит ее по масштабам. Конечная цель - полностью перевести отопление во всем городе из природного газа, метана, на водород. Морские ветропарки для его производства методом электролиза уже есть.
А соответствующие бойлеры для нагрева воды уже три года разрабатывает в английском городе Вустер филиал немецкой фирмы Bosch Termotechnik. Ее председатель Карл Арнцен (Carl Arntzen) рассказал газете Die Welt, что правительство Великобритании еще недавно собирался снижать значительные выбросы CO2 путем перевода отопительных систем по всей стране с газа на электричество, однако в этом году министерство экономики очень заинтересовалось водородной идеей.
Перед Northern Gas Networks и другими британскими газовыми компаниями открывает перспективу перепрофилировать и тем самым сохранить имеющуюся газораспределительную систему, которая в случае электрификации отопления оказалась бы бесполезной.
Шансы водородных автомобилей
Пока британское правительство только присматривается к водороду, лидер австрийских консерваторов Себастьян Курц уже настолько увлекся идеей его широкого внедрения, что сделал ее одним из своих предвыборных лозунгов. Его шансы выиграть в сентябре парламентские выборы и снова возглавить правительство весьма высоки. И тогда, наверное, разные водородные проекты могут рассчитывать на активную поддержку Вены.
Себастьян Курц уже обещает превратить Австрию на лидера водородных технологий в мире
А конкретные проекты уже есть, поскольку три ведущие промышленные компании страны - энергетическая Verbund AG, нефтегазовая OMV и металлургическая Voestalpine - решили вместе форсировать внедрение в Австрии водородных технологий. Первый совместный проект стоимостью 18000000 евро, из которых, правда, 12000000 предоставил ЕС, будет реализован в Линце уже к концу 2019 года. Речь идет о замене угля на водород при производстве стали. А НПЗ Schwechat близ Вены планирует для собственных нужд наладить производство H2 методом электролиза - как Shell вблизи Кельна.
Интересы водородом получило в Европе столь большие масштабы, что консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) считала нужным предупредить об опасности завышенных ожиданий и ошибочных инвестиций. Наилучшие перспективы "зеленый водород" имеет в промышленности, а также на грузовом, воздушном и водном транспорте, рассказал газете Handelsblatt Франк Клозе (Frank Klose), соавтор только опубликованного исследования BCG.
А вот в водородных легковых машин шансы на успех - по крайней мере, пока - представляются минимальными, хотя японская компания Toyota и собирается расширять их выпуск. По состоянию на 1 января 2019 в Германии, например, было зарегистрировано всего лишь 392 автомобиля, работающего на H2. В электромобилей , Не говоря уже о гибридах, перспективы явно лучше.
0 комментариев