Во время празднования 50-летия Airbus в Тулузе, 29 мая 2019
Это была веха в истории промышленности Европы 50 лет назад в Германии и Франции родился новый авиастроитель. В США над младенцем тогда посмеялись, однако оно встало на ноги и превратился в успешную модель.
Airbus - вместе с американским концерном Boeing - является крупнейшим производителем больших пассажирских самолетов в мире. И сейчас, когда американский гигант оказался в кризисе из-за запрета использования самолетов типа 737 MAX, Airbus в свой юбилейный год может стать крупнейшим мировым авиапроизводителей.
Самолет как автобус ?
Все началось еще в 1965 году, когда немецкие концерны Messerschmitt, Bölkow, Dornier-Werke, Hamburger Flugzeugbau и Vereinigten Flugtechnischen Werke основали рабочую группу Airbus для разработки самолетов-конкурентов американских производителей Boeing и McDonnell Douglas.
Само название Airbus вызвала тогда во многих улыбку. Однако немцы взяли за основу именно модель автобуса: одновременно посадка и высадка, низкие цены, быстрая подача. Правда, со временем из названного почти ничего не была реализована - развитие аэропортов и инфраструктуры для таких самолетов стоила бы миллиарды.
Французский немец
Только дата объединения с французским Aérospatiale считается настоящим днем рождения Airbus. 29 мая 1969 немецкий министр экономики Карл Шиллер (Karl Schiller) и французский министр транспорта Жан Шаман поставили свои подписи под договором, который полностью соответствовал идеи европейского объединения. Британцы отказались от участия в нем незадолго до запуска.
Airbus A300F
Впоследствии к проекту присоединились испанцы. Работу можно было начинать. Главный офис располагался в городе Тулуза на юге Франции. Первым производственным директором компании стал немец Феликс Крахт (Felix Kracht).
Прорыв благодаря американцам
На юге Франции закипела кропотливая работа над созданием A300 - большим пассажирским самолетом для дальних и средних перелетов. Это сегодня он является свидетельством интернационализации авиаиндустрии, а потом Der Spiegel назвал самолет "толстяком для провинции".
Тогда самолет на 250-300 пассажирских мест практически не находил покупателей - хотя и американский конкурент Boeing в этом сегменте ничего подобного не предлагал.
Немецкий политик Франц Йозеф Штраус (Franz Josef Strauß), который с 1970-го был председателем наблюдательного совета Airbus, во время своих визитов рекламировал новый самолет. Прорыв произошел, когда крупный заказ европейском концерна сделали американцы.
Британцы - снова в проекте
В 1979 году британцы таки присоединились к концерна Airbus - и сейчас производство крыльев осуществляется именно в Великобритании .
Airbus A320
А Airbus со временем удалось воплотить технические новшества, которые в начале считались сомнительными. Речь идет, например, о технике fly-by-wire, то есть электродистанционной систему управления пассажирскими самолетами, которая сегодня является стандартной для кокпитов.
Аэрокосмический, военный и гражданский
В 2000 году Германия, Франция и Испания объединили большую часть своих производств в сферах гражданского и военного самолето- и космобудування. И тогда в Европе возник крупнейший аэрокосмический и оборонный концерн Aeronautic Defense and Space Company (EADS). EADS однако не удалось стать ведущей торговой маркой, концерн радикально реструктуризировали и, в конце концов, назвали именем мощной дочерней структуры: Airbus.
В Германии Airbus имеет свой второй в мире по мощности завод - в Гамбурге работают более 13000 сотрудников. Там производят, например, фюзеляже и обустраивают кабины пилотов для модели A380. Более половины всех самолетов семейства A320 производится также на севере Германии. В Гамбурге, как и в Тулузе, 29 мая 2019 происходят юбилейные торжества концерна.
Airbus A380
В общем Airbus в Германии - один из крупнейших работодателей. Здесь на 27 локациях работают более 46000 человек. И хотя Boeing, американский конкурент европейского авиапроизводителя, в 2016 году праздновал свой 100-летний юбилей, в начале 2000-х Airbus впервые удалось собрать больше заказов, чем компания из США. А в 2018 году, поставив заказчикам 800 самолетов, Airbus почти догнал американцев - Boeing передал клиентам 806 судов.
Airbus оставит Великобританию в случае "жесткого" Brexit
В случае выхода Великобритании из Евросоюза без соглашения с ним, аэрокосмический концерн Airbus перенесет свой бизнес в другие страны, заявил его исполнительный директор Том Эндерс. (24012019)
Boeing признал наличие дефектов в программе симулятора для 737 MAX
Симуляторы полетов работали с ошибками, поэтому не могли воспроизвести некоторые условия, в частности те, в которых произошли две авиакатастрофы Boeing 737 MAX, сообщил авиаконцерн. Дефекты были устранены, заверили в компании. (19052019)
Самолет-гигант - гигантский провал ?
Этому росту однако мало способствовали гиганты модели A380 . Двухэтажные самолеты, которые в начале 2000-х двинулись Jumbo от Boeing как крупнейшие воздушные суда в мире, сыграли с Airbus злую шутку: несмотря на критически низкий уровень заказов, в феврале этого года концерн объявил о припиненння их производства уже в 2021роци.
А настоящим хитом продаж стали разработанные в 1980-х самолеты семьи A320. Новая модель A320neo с более мощным и экономичным двигателем даже конец доминированию Boeing 737 в массовом сегменте - заказов хватает на годы вперед.
Конкурент ошибся
Boeing пытался снова вырваться вперед по пути модернизации своей модели - однако этот шаг оказался роковым. Два самолета Boeing 737 MAX потерпели крушение, погибли 346 человек. Проблемой могло стать программное обеспечение кабины пилотов. С середины марта - запрет на использование модели, полностью остановило поставки и грозит прекращением производства.
Европейский концерн не злорадствует. "Я не тот, кто говорит, что с нами такого не может случиться", - заявил глава Airbus Том Эндерс (Tom Enders) в апреле во время передачи полномочий французу Гийому Форе.
Эндерс оставил своему преемнику в наследство также и скандалы по упреков в коррупции в Великобритании и Франции.
И наконец, в 2019-м Airbus впервые может поставить больше самолетов, чем Boeing. Да, это победа с горьким привкусом. Однако европейцы наконец достигли своей цели - стать мировым лидером в авиастроении несмотря на просчеты с A380 и военно-транспортным самолетом A400M.
0 комментариев