На Европейском экономическом форуме, прошедшем на этой неделе в польском Катовице, основной темой обсуждения стало будущее общей европейской валюты, евро, и Еврозоны - группы стран, которые заменили свои национальные валюты на евро. На форуме значительную поддержку участников получила точка зрения профессора по международной экономике Университета Лондона Бриджит Гранвилл. Она подчеркивала насущную необходимость дальнейшей политической интеграции 19 стран-членов Еврозоны. "Валютный союз требует политического союза, а это значит общий бюджет", - уверяла она участников форума - европейских экономистов и политконсультантов.
Президент Франции Эммануэль Макрона в 2018 году предложил углубить европейскую интеграцию путем создания общего бюджета Еврозоны. Это стало бы следующим шагом после учреждении Европейского центрального банка (ЕЦБ) в 1998 году, что позволяет проводить совместную монетарную политику в Еврозоне. Краеугольным камнем плана Макрона является усиление стабилизационного фонда еврозоны - Европейского стабилизайиного механизма (ESM).
Бриджит Гранвилл отметила в интервью DW, что она не считает идею Макрона очень перспективной. "Но если бы его идею удалось воплотить, это было бы очень опасно, дальнейшая экономическая интеграция вызывает серьезную обеспокоенность, - добавила она. - Без политического склеивания вы не реального союза. Но одновременно Еврозона замедляет Европу".
По прогнозам, экономический рост в стране Еврозоны замедлится в 2019-м, а в 2020 году, по мнению некоторых аналитиков, в Еврозоне может даже начаться рецессия.
Валютный союз, считает Гранвилл, это "просто фиксированный обменный курс", который всегда заканчивается финансовым кризисом. "Его можно демонтировать, только из-за кризиса и взрыв. Чем они будут вызваны, я не знаю, но не думаю, что такой союз продержится следующие 10 лет", - отметила она. При этом Гранвилл указала на результаты исследования, согласно которому с момента введения евро доходы после уплаты налогов в Италии снизились на пять процентов, во Франции - на два процента, а в Германии в то же время выросли на 19 процентов.
Для многих стран Еврозоны евро слишком крепкой валютой, а это ослабляет конкурентоспособность
Гранвилл считает, что большим недостатком еврозоны в частности то, что Германия вынуждена сотрудничать со странами, которые требуют больших бюджетных расходов, в то время как сама ФРГ потребности в этом нет. "Слишком мягкая монетарная политика уничтожает пенсии, сбережения населения и банковскую систему. То есть нет денежного стимула. Добро пожаловать, это - евро", - добавила профессор.
Продолжить движение или вернуть обратно?
Кроме того, Париж стремится банковского союза, создание совместных правил и институтов, регулирующих крупнейшие банки еврозоны, а также введение общей системы страхования депозитов и механизма, который позволит поддерживать слабые банки.
Правительства стран-членов ЕС согласились наполнить Европейский стабилизационный механизм (ESM) - фонд в 500000000 000 евро для сдерживания колебаний на рынке облигаций. Но создание системы гарантирования депозитов Берлин не поддержал. Однако дискуссии по бюджету еврозоны и общей системы страхования вкладов продолжаются до сих пор. Германия и другие североевропейские страны еврозоны пока не соглашаются здесь идти так далеко, как предлагает Макрона.
Бывший министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) также призвал к оказанию ЕС большее влияние в определении финансовой политики и к отказу от единогласия при принятии решений блоком.
Эммануэль Макрона и Ангела Меркель имеют разные взгляды на глубину политической интеграции в Еврозоне
Но восемь североевропейских стран не согласились с этой идеей, аргументируя отличием между своей жесткой фискальной политикой и традиционно более мягкой бюджетной политикой в странах Южной Европы. Финлядния, Дания, Ирландия, Эстония, Латвия, Литва, Швеция и Нидерланды прошлого года выработали единую позицию, выступив против общего бюджета и подчеркнув важность развития национальных экономик.
Евро вредит Европе?
Ярый критик евро, депутат Европейского парламента, член фракции Европейских консерваторов и реформистов Ганс-Олаф Хенкель (Hans-Olaf Henkel) даже считает, что общая валюта уничтожает Европейский Союз.
Еврокомиссия ухудшила ожидания по экономическому росту в Еврозоне
Замедление экономического развития в Италии и Германии побудили Европейскую Комиссию пересмотреть прогноз развития ВВП в Еврозоне в сторону уменьшения. (07022019)
Все страны еврозоны прекратили выпуск банкнот в 500 евро
Германия и Австрия последними в Еврозоне 26 апреля прекратили выпускать купюры номиналом в 500 евро. (26042019)
"До мая 2010 года я поддерживал евро, но затем ЕЦБ и Брюссель нарушили обещания, которые они дали немцам, когда те согласились отказаться от немецкой марки. Они обещали, что ни одна страна не сможет иметь долг, выше три процента ее ВВП. Европейский совет уверяла , что будет наказывать те страны, где долг превышает этот показатель. Но этот норматив был нарушен 160 раз, и Европейский Совет ничего не сделала ", - отметил Генкель. По его мнению, евро нанес значительный экономический и политический вред Европе, даже Германии, получила наибольшую выгоду от введения общей валюты.
Девять стран Европейского Союза не входят в зону евро, и из них только Румыния стремится присоединиться. "Почему бы это?", - риторически спрашивает Генкель и замечает, что эти страны "чувствуют себя намного лучше", чем большинство стран Еврозоны. "Евро слишком крепким для Италии и Франции. Высокий уровень безработицы. Страны не могут провести девальвацию валюты. Некоторым странам, включая Францию, очень трудно Осуществить реформы . Но они не могут провести девальвацию, чтобы оставаться конкурентоспособными", - пояснил Генкель.
Некоторые сохраняет веру
Впрочем, отказ от евро это - "неправильно, утопично и не сработает", отмечает экономист Всемирного банка Марцин Пятковский. "Как и развод, это никогда не закончится хорошо. Общая валюта - это брак. Заключив его один раз, мы должны оставаться верными. Мы можем сделать брак успешным", - верит он.
По мнению Пятковский, проблема не в самой валюте, а в "беспорядочной политике" во время долгового кризиса, поразившего страны Еврозоны с начала 2010 года. "Мы не спасли слабые страны, а продвигали политику жесткой экономии. Существует несколько идей о том, как подправить Еврозону", - объясняет Пятковский.
Он указывает на то, что темпы роста доходов на душу населения за последние 30 лет в Еврозоне были на таком же уровне, что и в Соединенных Штатах, и высказал критику о том, что монетарная и фискальная политика в Еврозоне ни была "достаточно экспансионистской", чтобы остановить кризис.
"Это - политический, культурный и цивилизационный процесс. Евро внедрили не для того, чтобы продавать колбасу Советскому Союзу, а для того, чтобы создать объединенную Европу. Возможно, мы ошибаемся, но мы не можем повернуть назад", - уверен Марцин Пятковский .
0 комментариев