Полноценный ночной отдых безусловно важен для памяти. Но настоящий связь нейробиологи только начинают понимать.
Якке Тамминен - преподаватель психологии в университете Роял-Голловей. Множество его студентов не спят ночь перед экзаменом, надеясь вызубрить как можно больше.
Но это "худший для вас вариант", предупреждает Тамминен. И ему можно верить, ведь он - эксперт в вопросах влияния сна на память человека.
Еще одна любимая "фишка" студентов - обучение во время сна. Они верят, что утром заговорят по-латыни, если прослушан во сне запись останется в подсознании. Но это миф.
Однако для закрепления знаний в мозгу необходим именно сон. И причину этого явления объясняют исследования Тамминен и других.
Участники его новейшего проекта изучают новые слова, а потом не спят всю ночь, чтобы проверить, как эти слова запомнятся.
"Сон - это действительно ключевой элемент обучения, - говорит Тамминен. - Пока вы спите, ваш мозг продолжает учиться и усваивать информацию. Он трудится от вашего имени, чтобы не потерять многочасовое обучение".
В мозгу спящего
В комнате №1 лаборатории сна Тамминен - ничего лишнего, только кровать, красочный коврик и бумажные бабочки в рамке.
Над кроватью - маленький электроэнцефалограф (ЭЭГ) и монитор для слежения за деятельностью мозга каждого участника.
Электроды, прикрепленные к голове, измеряют не только активность на различных участках мозга, но и мышечный тонус и движение глазных яблок.
Дальше по коридору - аппаратная, где исследователи контролируют активность различных участков мозга каждого добровольца. На графиках хорошо видно, когда мозг добровольца находится в фазе быстрого сна.
Однако для текущего исследования Тамминен важнее другая фаза сна: медленный сон. Он важен для формирования и содержание воспоминаний, в том числе и словарного запаса, грамматики и других знаний. Ключевой здесь является взаимодействие различных частей мозга.
Во время фазы медленного сна гиппокамп, отвечающий за быстрое обучение, постоянно "общается" с неокортексом, чтобы закрепить воспоминания.
Гиппокамп может закодировать новое слово, изучено студентом в тот день. Но для настоящего закрепления этих знаний нужно, чтобы к работе приступил неокортекс.
На этой магистрали обмена информацией между гиппокампом и неокортексом часто возникают так называемые сонные веретена - всплески активности мозга продолжительностью не более трех секунд.
"Сонни веретена связывают новую информацию с уже имеющейся", - объясняет Тамминен. Данные, полученные благодаря участникам его исследования свидетельствуют, что люди, у которых было больше этих всплесков, запоминают выученные слова лучше.
В фокусе внимания Тамминен - медленный сон. Однако существует гипотеза о том, что быстрый сон тоже играет свою роль в развитии языка - благодаря сновидениям, которые возникают в этой части цикла сна.
Исследователи из лаборатории сна и сновидений Оттавского университета в Канаде выяснили, что сновидения на французском языке, которые видели студенты последних курсов, были важным мостиком к запоминанию этого языка.
оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Future .Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk, и наши журналисты с вами свяжутся.
Хотите получать главные статьи в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram .
0 комментариев