На ферме под Львовом выращивают улиток
Товар, который выращивает Орест Давыдко, является длиной в несколько сантиметров и носит на спине домик в виде спирали. Фермер и основатель фирмы Tante Snails приглашает внутрь теплицы. Расположена вблизи Львова ферма занимает общую площадь в около пяти тысяч квадратных метров. Металлические двери со скрипом закрываются, а внутри сразу чувствуется умеренное тепло. Сетка зеленого цвета смягчает солнечный свет, проникающий внутрь теплицы. "Таким образом мы предотвращаем том, чтобы улитки получали слишком много солнца, - объясняет Давыдко. - 25 градусов по Цельсию являются идеальными условиями".
Орест Давыдко на своей улиточную ферме
На грядках в теплице лежат друг возле друга доски прямоугольной формы. На нижнем стороне досок кишит улитками. "Они до сих пор растут", - говорит Давыдко, и добавляет, что эта часть его фермы он называет "детским садом". Впоследствии улитки окончательно "созревают" на свежем воздухе. А через девять месяцев они оказываются в тарелках в корпоративном ресторане или их доставляют другим клиентам.
Ниша, развивается благодаря соглашению с ЕС
Среди клиентов фермы до недавнего времени были местные питания и супермаркеты. Впрочем, вскоре улиток стали покупать и предприятия из Евросоюза. Бизнес по выращиванию улиток в Украине небольшой нишей, которая, однако, активно растет. 2018 году до ЕС из Украины было экспортировано 400 тонн улиток - сравнительно только с тремя тоннами, которые были экспортированы пятью годами ранее. Такой рост обусловлен прежде всего соглашением о зоне свободной торговли между Киевом и Брюсселем, действующий с 2016 года.
Сотни тонн улиток экспортируют из Украины в страны ЕС
От этого должен получить выгоду и Tante Snails. Директор по маркетингу компании Настя Винокурова видит потенциал для этого рынка: "Спрос на улиток в Европе стабильно высоким, прежде всего на юге Европы. Мы думаем, что мы могли бы покрыть 40 процентов от этого спроса". В этом году, по словам Винокуровой, ее фирма намерена экспортировать в страны ЕС 100 тонн улиток по цене от шести евро за килограмм. Но она также указывает на то, что целью компании является популяризация потребления улиток в Украине, чтобы они как продукт питания и здесь вошли в массовый обиход. "Для многих людей здесь это все еще необычным. Но улитки являются богатыми белком, существует также много рецептов их приготовления. Мы замечаем, что все больше украинских становятся открытыми к потреблению улиток", - рассказывает представитель компании.
Анна Луковкина также убеждена, что она нанесла нового экономического импульса. Женщина является основательницей площадки для продвижения украинских брендов одежды и аксессуаров "Все. Свои" и одноименного магазина в центре Киева. В этом мультибрендовом магазине можно приобрести товары только украинского производства. "Местные бренды имеют сегодня хорошую репутацию. Я думаю, мы осуществили определенного рода смену парадигмы", - с гордостью утверждает Луковкина.
Магазин "Все. Свои" в Киеве
Патриотический бум
На пятом этаже магазина "Все. Свои" представлены как футболки с традиционной украинской вышивкой, так и однотонные пальто. Также здесь можно приобрести обувь, браслеты, сумочки и другие аксессуары. Цены колеблются от десяти до более 200 евро. Представленные здесь коллекции были созданы около 250-ти украинскими дизайнерами. "Мы создали площадку, где все они собираются, это и было основной идеей. Теперь украинские бренды не является территориально столь разбросанными, как это было раньше", - объясняет основательница магазина.
Луковкина вспоминает, как во время евромайдан Украину захлестнула волна патриотизма. "Люди в один момент стали носить футболки с украинскими национальными символами", - говорит она, добавляя, что благодаря этому возникло целое направление в украинской моде. Украинский экономистка Елена Беседина также подтверждает то, что бум на местную продукцию в Украине продолжается с 2013 года. "Одежда является лишь одним из примеров. Но также мед и молоко украинского производства стали гораздо популярнее", - отмечает она.
Конфликт с Россией оставляет следы
Рост внутреннего потребления является также и результатом экономической необходимости в этом. В Россию, которая долгие годы была важнейшим торговым партнером Украины, теперь Украинские товары не экспортируются из-за эмбарго. В экономическом плане Украина получила убытки из-за евромайдан - валовой внутренний продукт Украины в 2017 году составил 112000000 000 долларов США, что на 38 процентов меньше по сравнению с 2013 годом. Среднестатистический месячный доход в только 270 евро не оставляет украинском много лишних денег для удовлетворения потребительских нужд.
Бизнес-омбудсмен: 90 процентов претензий налоговой к бизнесу неправомерные
Обыски в "Новой почте" вновь привлекли внимание к давлению правоохранителей на украинский бизнес. DW пообщалась с бизнес-омбудсменом Шемета о том, как это влияет на инвестиционный климат. (21032018)
В торговле с ЕС экономистка Беседина также видит потенциал для роста. "40 процентов украинских товаров уже поступают в ЕС, самая большая статья экспорта - продукция металлургии. Для сектора продовольственных товаров, например, соблюдать местных стандартов до сих пор является сложно", - считает она. Беседина отмечает, что необходимы инвестиции в новые технологии. А производителям молочной продукции экономистка советует создавать кооперативные объединения.
Учитывая все выше перечисленное, такие компании как Tante Snails и "Все. Свои" выглядит скорее как исключения. Впрочем, в обоих предприятиях излучают уверенность. "В бизнесе по выращиванию улиток мы долгое время не исчерпывают весь потенциал", - утверждает Настя Винокурова. Она надеется, что на этом рынке будут появляться конкуренты их компании, что будет стимулировать рынок. А основательница магазина "Все. Свои" Анна Луковкина делает ставку на дух предпринимательства украинской молодежи. "У нас в стране есть много креативности", - говорит она. И это, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, дает предпринимательницы надежду на лучшее будущее.
0 комментариев