6 сентября в Украине должен начать работу миссия Международного валютного фонда. За время ее работы - до 19 сентября - должно стать понятно, получит ли Киев еще одну порцию кредита по программе расширенного финансирования от МВФ.
Этот транш также может открыть для Украины возможность получить деньги от других международных кредиторов - Всемирного банка (800 млн долларов) и Евросоюза (500 млн евро) до конца этого года.
Последний транш от МВФ - на сумму в 1 млрд долларов - Киев получал в апреле 2017 года.
Он стал четвертым за два года действия программы расширенного финансирования, в течение которых Украина получила 7620000000 долларов из общих 17500000000 долларов, на которые рассчитана вся программа. Ее срок заканчивается в начале 2019 года.
Что же изменилось в Украине за почти полтора года от последнего транша МВФ?
Дефицит вместо профицита
По данным Государственной казначейской службы, дефицит государственного бюджета за январь-июль 2018 составляет 13400000000 грн. В 2017 году за то же время бюджет был возведен с профицитом, то есть, доходы превышали расходы.
Первым "звоночком" того, что в бюджете не все хорошо стала задержка с выплатой пенсий в июле.
13400000000 грн
дефицит государственного бюджета за январь-июль 2018
17700000000 долл.
валютные резервы НБУ на 31082018
В январе-июле 2017 государственный бюджет должен профицит
валютные резервы НБУ на 1012018 составили 18800000000 долл.
В июле этого года население купило валюты на 917800000 долларов - это самая большая сумма за последние четыре года.
Официальный курс гривни к доллару на конец августа превысил 28 грн за доллар. на 1 апреля 2017 он составлял 26 , 97 грн за доллар.
по ПИВТ ра года, прошедших с последнего транша МВФ, Киев вошел в период крупных выплат по внешнему и внутреннему государственному долгу. И пока эти выплаты осуществляются из валютных резервов страны.
На 1 апреля 2017 перед тем, как в резервы поступил четвертый транш МВФ, они составляли 15100000000 долларов. С тех пор резервы росли. На начало 2018 валютные резервы превысили 18800000000 долларов. Однако на 31 августа международные резервы НБУ составляли уже 17700000000 долларов.
$ 1700000000
дефицит текущего счета платежного баланса Украины в августе 2018
$ 226 млн
дефицит текущего счета платежного баланса в августе 2017
В сентябре 2017 Украина заняла $ 3 млрд на 15 лет под 735%
В августе 2018 Украина заняла $ 725млн на 6 месяцев под 9%
При этом текущий счет платежного баланса - соотношение между тем, что страна получает из-за рубежа, и тем, что она отправляет - изменился кардинально.
Если в августе прошлого года дефицит текущего счета уменьшался и составил 226 м н долларов, то в августе текущего года он достиг 1700000000 долларов.
В НБУ называют такую ситуацию "временной", и объясняют ее в том числе и падением экспорта металлургической продукции из-за задержек судов в Азовском море (на 19 9% по сравнению с июлем 2017 года).
Очевидно, чтобы сохранить валютные резервы и то перекрыть платежи, правительство вышло на внешние рынки и заимствовал 725 млн долларов под 9% годовых до февраля 2019 года.
Год назад, когда получив транш МВФ, Киев впервые с 2014 вышел на мировые финансовые рынки, ему удалось разместить еврооблигации на 3 млрд долларов под 735% годовых на 15 лет.
При этом стоимость займов от МВФ, Всемирного банка и ЕС составляет от 05% до 2%.
Две газовые реальности
Единственное, что осталось неизменным - это цена на газ для населения. Как и в апреле 2017 она составляет 4942 грн за тысячу кубов, а вместе с транспортировкой и НДС - 6958 грн.
В то же время газ для промышленности стоит уже почти вдвое дороже. В зависимости от объемов закупки и условий оплаты, в сентябре минимальная цена составит 1224960 за тыс. Кубов, а максимальная - 13338 за тыс. Кубов с НДС.
Вместе с тем, решение о том, что цены на газ для всех потребителей должны быть едиными, украинское правительство приняло еще в 2016 году.
Именно это и станет ключевой темой переговоров с представителями МВФ в Киеве.
Предусмотреть их результаты довольно трудно.
Как заявил в конце августа вице-премьер Павел Розенко, он "не готов говорить о какой-то конкретике - вообще, будет ли повышаться цена на газ, а если будет, то насколько".
В то же время он заверил, что для тех, кто получает коммунальные субсидии, даже при изменении цены на газ ничего не изменится.
Эти изменения лягут на бюджет - уже сейчас дополнительную сумму, которая понадобится для выплаты субсидий, оценивается в 7 млрд грн.
Все это время аргументы украинского правительства состоит в том, что значительная часть газа, которую потребляет население Украины, поступает из собственной добычи, а не от импорта. А собственная добыча является более дешевым. Кроме того, в правительстве опасаются, что рост тарифов приведет к росту суммы, необходимой для выплаты субсидий.
Аргументы МВФ остаются неизменными за многие годы "газовых" дискуссий с Киевом - субсидирование цен на газ для населен ния создает скрытый дефицит бюджета. Ранее он формировался как убыток "Нафтогаза". Однако теперь он "переток" в субсидии и открыто формирует бюджетный дефицит.
Кроме того, как отмечают энергетические эксперты, то, что цены на газ внутренней добычи является меньше, чем на импортируемый газ, отнюдь не способствует тому, чтобы добыча рос, а зависимость от импорта газа - уменьшалось.
Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что дискуссия о цене на газ для населения "будет финализирован" в сентябре. При этом, по его словам, для правительства важно "защитить" людей:
"Для меня задача при неизбежности изменения цены проработать все механизмы дополнительной социальной защиты, чтобы людей защитить".
Хотите получать важнейшие статьи в мессенджер? Подписывайтесь я на наш Telegram .
0 комментариев