В этом году выплаты украинского государственного долга существенно возрастают после "передышки", которую Киев получил в 2015-м благодаря реструктуризации предыдущих кредитов.
В 2017 году Украина должна вернуть по своим внешним долгам вместе с процентами около 2400000000 долларов.
Сейчас платежи будут больше почти на миллиард. В 2019 - еще на 2500000000 долларов больше, ведь завершится срок отсрочки по долгам, которую Киев получил в 2015-м.
В целом, по 2018-2022 гг. Возвращение внешнего государственного и гарантированного государством долга вместе с процентами будет стоить Киеву почти 25500000000 долларов.
В этот период Украина входит с валютными резервами НБУ, на 1 января 2018 составили 18800000000 долларов. По 2017 они выросли благодаря 1 млрд транша от МВФ и 1300000000 долларов, которые сам НБУ приобрел на валютном рынке.
Во время предыдущей реструктуризации украинская власть ожидала, что большие внешние долги должны погашаться за счет лучшей работы экономики: росту производства, экспорта и инвестиций.
Бюджет 2018 рассчитан на прогнозе, что ВВП страны вырастет на 3% против 2%, которые ожидаются по итогам 2017 года. Официальные данные по этому показателю должны появиться в скором времени.
В прошлом бюджете правительство так же закладывал 3% роста экономики. Однако эти ожидания не оправдались. И это несмотря на то, что инфляция значительно превысила прогнозы. К концу года этот показатель составлял 137% вместо 8%.
Но даже если нынешние прогнозы оправдаются, таких темпов роста недостаточно, чтобы поддерживать на должном уровне все внутренние расходы и расплачиваться с внешними долгами. Об этом говорят эксперты и признают чиновники.
В такой ситуации "подстраховкой" должны стать очередные займы МВФ и других международных партнеров Украины. Однако последнюю порцию кредита от МВФ по программе расширенного финансирования Киев получил в апреле 2017
С лета прошлого года начались разговоры о замедлении реформ в Украине, которые к концу года вылились в замечания международных кредиторов. Среди них:
Все это накладывается на приближение очередного предвыборного периода. В 2019 должны состояться и президентские, и парламентские выборы. Вероятность внедрения непопулярных реформ становится меньше.
В Основных принципах денежно-кредитной политики на 2018 год, документе, определяющем главные цифровые "маяки" экономики, говорится, что ключевым политическим риском для стабильности может стать медленное производства реформ, предусмотренных программой с МВФ. Поэтому не исключена и задержка с поступлением денег от международных доноров.
"Экономические последствия такого развития событий ухудшаться с приближением пиковых выплат по государственным и квазигосударственным долгом в 2018 - 2019 годах", - считают в Нацбанке.
Еще один вариант выплаты долгов обсуждался после того, как в сентябре 2017 года, впервые после смены власти, Украина вышла на мировые финансовые рынки и успешно продала евробонды на 3 млрд долларов.
Тогда обозреватели предполагали, что Киев готовит запасной вариант на случай, когда предвыборная борьба не позволит получить деньги МВФ и других международных кредиторов.
Однако министр финансов Александр Данилюк отверг такие предположения.
"Мы будем выходить на рынки, когда нам это будет нужно, и рассчитываем, что сможем привлекать средства значительно дешевле, чем сделали это сейчас", - заявлял чиновник.
"Сможем ли мы отказаться от сотрудничества с МВФ, если сама она, помимо прочего, является залогом того, что в наших ценных бумаг является интерес?" - добавил он.
"Джокер" на $ 3 млрд
Составной долгового "пазла" является так называемый "долг Януковича" в 3 млрд долларов, одолженных у России и оформленных в евробондам.
В декабре 2013 года, когда в центре Киева проходили акции против решения тогдашней властей не подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС, в Москве президент Виктор Янукович подписал соглашение о 15-миллиардный заем от России. 3-миллиардный кредит, оформленный в еврооблигациям, которые выкупила Россия, должен был стать первым траншем.
В феврале 2014 президент Янукович сбежал из Украины в Россию. После смены власти в Украине Киев пытался включить сумму в 3 млрд долларов в общий пакет во время переговоров о реструктуризации других внешних обязательств. Однако Москва отказалась от этого, настаивая на том, что долг является государственным, поскольку все переговоры по займу проходили на самом высоком государственном уровне.
В декабре 2015 года украинское правительство ввело мораторий на выплату этого долга.
Поскольку в декабре 2013 года стороны договорились, что споры будут решаться по британскому праву, российская сторона воспользовалась этим и на началу 2016 года обратилась в суд.
В конце марта 2017 Высокий суд Лондона отверг аргументы Киева по этому делу, касающиеся экономической и военной агрессии России против Украины.
Украинская сторона получила право на апелляцию, решение о которой ожидалось в январе 2018 года.
Что дальше?
Очевидно и серьезным следствием сложной долговой ситуации является давление на курс гривны.
За две недели с начала нового года национальная валюта потеряла 50 копеек своей стоимости к доллару. Нацбанк потратил на поддержку гривны 53500000 долларов.
На 17 января официальный курс гривны к доллару составлял 2865. При этом в бюджет заложен среднегодовой курс в 30 грн за доллар.
В НБУ заявили о "сезонность" падение курса гривны за уменьшения предложения валюты от экспортеров и повышение спроса со стороны импортеров.
Там указывают, что за прошлый год гривна потеряла лишь 3%. Несмотря на периоды "усиленных колебаний". Но и внешние выплаты в 2017 году были значительно меньше, чем те, что Украина здийснитиж в последующие несколько лет.
0 комментариев