Какое отношение к вам лично имеет Нобелевская премия по экономике, спросите вы?В прошлые годы вы были бы правы, но только не в этот раз. Поскольку премия досталась специалисту по поведенческой экономики Ричарду талеров.
В книге "Nudge. Архитектура выбора" Ричард Талер одним из первых объяснил, как незаметны подсказки и намеки, расставлены тут и там на нашем пути, меняют наше поведение.
Нобелевскому комитету явно нравится это научное направление, ведь еще в 2002 году премию присудили другому специалисту по поведенческой экономики - Даниэлю Канеману.
С тех пор nudge theory или теорию подталкивания применяют для решения широкого спектра проблем.
И вы, сами того не осознавая, не раз могли испытать на себе подобное подталкивание.
Муха в унитазе
Одна из самых известных иллюстраций применения теории подталкивания - решение проблемы чистоты мужских туалетов с помощью одного весьма простого, но совершенно гениального трюка.
Идею впервые воплотили в жизнь в 1999 году в амстердамском аэропорту Схипхол. Как все гениальное, она была простой: на писсуарах вигравирувалы мух, очень похожих на настоящих и мужчины автоматически целились на них, этим помогали сэкономить на уборке туалетов.
Профессор Талер любил вспоминать историю о этих мух в качестве примера того, как небольшие изменения в реальности вокруг нас помогают изменить наше поведение к лучшему.
Поведенческая экономика на службе в налоговой инспекции
Когда Дэвид Кэмерон в 2010 году стал премьер-министром Великобритании, он уже был хорошо знаком на принципах поведенческой экономики и инициировал создание специальной "команды подталкивание".
Деятельность этой группы была направлена на улучшение социального поведения британских граждан самыми разнообразными способами.
Одним из самых ярких примеров этого подхода стали письма, которые рассылали должникам, которые не оплатили дорожный налог.
В теме письма большими буквами было сказано: "Заплатите налог, иначе вы потеряете свой Ford Fiesta"(или другой автомобиль, владельцем которого вы являетесь). Ниже размещалась фотография автомобиля, за который не заплатили. Прием сработал хорошо.
К состоятельным людям, которые не оплатили налоги, применяли позитивный тон.
В адресованных им письмах рассказывали о том, как их налоги помогают улучшить коммунальные услуги и обустроить район, в котором они живут, и объясняли, что конкретно потеряет район без этих денег.
В результате казначейство получило 210 млн фунтов налоговых задолженностей.
Детское личико
В лондонском районе Вулич всегда были проблемы с антиобщественным поведением. И 2011 год не стал исключением: во время очередных беспорядков пострадали витрины многих магазинов.
На следующий год рекламное агентство Ogilvy & Mather решило воспользоваться принципами поведенческой экономики и предложило новую стратегию.
Сотрудники агентства подумали, что даже самое черствое сердце растает при взгляде на младенца, и как-то ночью с помощью мастеров граффити расписали детскими лицами металлические ставни, которыми закрывали витрины в районе.
По подсчетам, эта акция сократила случаи антиобщественного поведения в Вулич на 18%.
Раскрутка телефону
Если вам когда-то пытались продать товар или услугу по телефону, вы наверняка слышали что-то вроде "большинство людей на вашем месте это покупают" или "это предложение доступно только сегодня".
В первом случае они играют на вашем желании "быть в теме": мы думаем, что если другие это делают, значит, имеют на это веские причины.
Во втором случае ставка сделана на наш страх оказаться в проигрыше: нам не нравится сама мысль, что мы можем потерять хороший шанс.
Ну и в-третьих, продавцы говорят тоном, полным непонятной радостью. Позитив очень заразителен, и мы чувствуем удовлетворение от того, что согласны с предложением.
Крупные компании давно активно эксплуатируют эти принципы.
Вычеркните меня
Раньше людей, которые хотели после смерти стать донорами органов, просили подписаться под этой опцией.
Теперь, частично исходя из теории поведенческой экономики, все строится от обратного: подписаться просят людей, которые донорами быть не хотят.
Говорить о результатах этой инициативы пока рано, но общую концепцию используют уже давно.
Мы осознали, что нам нужна система, которая помогала бы всем нам "поступать правильно" вместо того, чтобы ждать, пока у отдельных людей проснется чувство ответственности.
Похожее происходит с нашими пенсионными сбережениями: мы все знаем, что нужно собирать до старости. Но чтобы начать откладывать деньги уже сейчас, нужна нечеловеческая сила воли.
В США впервые применили подход, согласно которому всех работников автоматически подключили в пенсионный фонд. Сначала они должны были платить небольшую сумму, а затем выплаты росли.
Все это заставляет вас подозревать, что политики и предприниматели активно вами манипулируют. Благодаря профессору Талер теперь вы по крайней мере примерно понимаете, в какую игру они с вами играют.
0 комментариев