Назначение Владимира Жмака на должность председателя правления акционерного общества "Укрзализныця" завершило многомесячную эпопею по поиску ее нового руководителя. Ведь после освобождения Евгения Кравцова в феврале поиск, отбор и собеседования растянулись почти на семь месяцев. Для помощи в проведении конкурсного отбора даже привлекли международную компанию по подбору управленческого персонала Boyden. Между тем во главе железной дороги успели побыть Желько Марчек и Иван Юрик - оба в статусе исполняющих обязанности. Теперь у компании появился полноценный руководитель. Что должен сделать Жмак на новой должности и как оценивают его кандидатуру эксперты, выясняла DW.
Кто Вы, господин Жмак?
Юрист по образованию Владимир Жмак имеет многолетний управленческий опыт и достаточно пеструю карьеру. Почти полтора десятилетия он проработал в юридической компании LKI в роли управляющего партнера. После этого с 2005 по 2010 год был советником президента компании "Киевстар" Игоря Литовченко - отвечал за развитие новых направлений бизнеса. Также на протяжении семи лет Жмак входил в наблюдательный совет этой компании и два года был членом совета "Европейской бизнес ассоциации".
Читайте также: Чего "Укрзализныця" может поучиться у Deutsche Bahn?
В конце концов, в 2011 году он перешел в нефтегазовый бизнес, заняв пост исполнительного директора российско-британской компании "ТНК-ВР Коммерс". После ее реструктуризации стал президентом "ТНК-Украина", а после поглощения компании "Роснефтью" в 2013 году - президентом "РН-Украина". Находясь на этой должности, Жмак принял участие в выборах в Киевсовет от партии "УДАР". Однако в городской парламент так и не попал.
В июля 2015 года Жмак кардинально изменил вектор своей деятельности: его назначили первым заместителем председателя Одесской облгосадминистрации, когда эту должность занимал Саакашвили . Через год он, однако, изменил кресло госслужащего на должность старшего руководителя проектов в украинском консалтинговой компании "Европейская консалтинговая группа". Кроме того, 2019 Жмак возглавил наблюдательный совет государственного предприятия "Международный аэропорт " Борисполь ".
Большой опыт, но не на железной дороге
Опрошенные DW эксперты обращают внимание высокий профессионализм Жмака как менеджера, но одновременно указывают на отсутствие у него опыта работы именно на железной дороге. Эксперт и координатор проекту "Поездка" Александр Бондаренко сомневается в том, что Жмак справится с теми вызовами, которые стоят перед компанией.
. Читайте также: Комментарий: Кто должен войти в вагон первым
"Нужен человек, который знает процессы перевозок во всех тонкостях. А для этого нужно лет 20 работы в "Укрзализныци" на всех уровнях, - считает он. - Чтобы вывести "Укрзализныцю" из кризиса, требуется вмешательство председателя правления во все процессы операционной деятельности, но Жмак гарантированно на этом не понимает ". А проблем, с которыми придется столкнуться, как отметил Бондаренко, пруд пруди.
Председатель совета общественной организации "Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры" Владимир Наумов настроен несколько оптимистичнее относительно нового председателя правления "Укрзализныци". по его мнению, отсутствие опыта работы на железной дороге Жмак может компенсировать, если соберет вокруг себя профессиональное правление, которое будет в курсе состояния дел в компании . Правда, признает Наумов, это ему будет трудно сделать без поддержки власти. "Жмак не сможет назначить членов правления без согласования наблюдательного совета, министерства инфраструктуры и Кабмина", - отметил Наумов.Сумнивы в существовании такой поддержки выразил эксминистр инфраструктуры Владимир Емельян. По его информации, отдельным сильным кандидатам, рассматривались на руководителя "Укрзал изници ", сразу сообщили, что у них не будет карт-бланш на кадровые назначения. "Поэтому эти люди отказались представляться на конкурс", - отметил он.
Проблемы "Укрзализныци"
Среди первоочередных задач на посту руководителя "Укрзализныци", которая сейчас переживает одну из крупнейших кризисов в своей истории, эксперты называют перекрытия каналов, через которые вымываются деньги, а также наведения порядка в закупках, где происходят самые хищения. Ранее в интервью DW член наблюдательного совета "Укрзализныци" Кристиан Кун обращал внимание на то, что сумма убытков этого предприятия только от коррупции в прошлые годы достигла нескольких десятков миллионов евро.
Читайте также: Изнасилование и грабеж в поездах: как с этим борются в Германии
Эксперт по железнодорожному транспорту Александр Красноштан считает, что для того, чтобы побороть коррупцию на железной дороге, нужно прежде всего организовывать контроль всех процессов, наладить системное сотрудничество с правоохранительными органами и минимизировать человеческий фактор, например, путем внедрения IT-систем.
Владимир Емельян обратил внимание на то, что "Укрзализныця" ежегодно уменьшает количество перевезенных грузов и срочно нуждается в модернизации. "Фактически 40 процентов инфраструктуры компании требует безотлагательного ремонта", - подчеркнул он в беседе с DW. А это, как отмечают эксперты, требует огромных средств.
Координатор проекту "Поездка" Александр Бондаренко надеется, что борьба с коррупцией позволит найти ресурс для стабилизации компании. Он указал на то, что в первую очередь необходимо обновить локомотивный парк, который является основным генератором доходов. "Сейчас почти половина локомотивов стоят под забором", - говорит эксперт.
Александр Красноштан, в свою очередь, считает, что Жмака, кроме того, нужно наладить диалог с правительством и честно сказать: без поддержки государства вывести компанию из кризиса не удастся. "Нужно понимать, что если государство не будет поддерживать систему пассажирских перевозок, то через три-четыре года мы потеряем две трети объемов перевозок", - предостерегает эксперт. Красноштан предлагает сначала вывести компанию из кризисного состояния, а затем привлекать средства от инвесторов, например, путем проведения IPO, то есть публичной продажи акций.
Сам Жмак на момент публикации статьи пока не высказался относительно своих планов относительно "Укрзализныци".
0 комментариев