Скоростные поезда TGV от Alstom (л) и ICE от Siemens
В руководстве немецкого концерна Siemens и французской компании Alstom на днях царит растерянность. Производители скоростных поездов ICE и TGV намеревались объединить свои железнодорожные мощности . Однако этого не захотели в Брюсселе. Антимонопольное ведомство опасается, что слияние помешает конкуренции внутри ЕС - в производстве как скоростных поездов, так и сигнализационной техники. Оба предприятия и в одиночку довольно мощные, считает еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргарете Вестагер. "Речь идет о двух прекрасные концерны, которые в состоянии преодолевать конкурентов", - пояснила бывшая Министерка экономики Дании. В Европе так оно и есть. На глобальном же уровне китайский производитель поездов China Railroad Rolling Stock Corporation (CRRC) уже давно находится в одной весовой категории с европейскими лидерами рынка.
Экспансия Китая в Европу маловероятна ?
CRRC появился три года назад в результате слияния двух железнодорожных гигантов CNR и CSR. Верный государству и субсидируемой ней CRRC завладел рынком не только в Китае, но и составил конкуренцию крупнейшим производителям мира в заказах за рубежом. Свои очень выгодные условия концерн успешно предлагает в Африке, Северной Америке, Индии, Турции и России. Однако в Еврокомиссии считают, что TGV и ICE уже и так есть "чемпионами мира", а китайская экспансия в Европу "На сегодняшний день выглядит маловероятной".
Скоростные поезда от китайского концерна CRRC
Это очень легкомысленная и ошибочная оценка. На Балканах Китай уже активно хозяйство. Еще с 2013 года локомотивы CRRC курсируют в Сербии. Совокупная длина путей китайской железной дороги составляет 30000 километров, что является самой длинной железнодорожной сетью мира. Китай производит наибольшее количество поездов. "Ноу-хау" краны и области их применения увеличиваются ежемесячно.
Китайцы уже испытывают автопилотовани поезда и гиперлупы. "Если Европа хочет остаться конкурентоспособной на международном рынке, она должна иметь европейских чемпионов", - заявил министр экономики Германии Петер Альтмаер (Peter Altmaier). С ним соглашается и глава министерства экономики Франции Брюно Ле Мер. По его словам, Европа находится на пути к тому, чтобы "сложить оружие перед Китаем".
Колумнист Франк Зирен 25 лет живет в Пекине
То, что стратегически важный проект, от которого, кстати, зависят и многочисленные рабочие места, не только не получает поддержки со стороны ЕС, но и блокируется ним, можно объяснить только отказом от понимания реальности. Тем более, что Siemens и Alstom, годовой оборот которых составляет 15000000000 евро, даже в случае объединения составляли бы только половину того, что сейчас представляет CRRC. "Тот, кто любит Европу, не должен теряться в ретроградных формулах", - написал глава Siemens Джо Кезер (Joe Kaeser) на днях в Twitter.
Новые стандарты не по правилам ЕС
Он осознал то, чего Брюссель не хочет понять: новые стандарты ключевых технологий, таких как электромобильности , Искусственного интеллекта и скоростных поездов, устанавливаются не по правилам ЕС, а по законам глобального рынка.
В Китае уже испытывают безколийни автопилотовани поезда
И тот, кто полагается на производимые дома антимонопольные правила вместо того, чтобы реагировать на вызовы извне, оказывается в проигрыше. По сути, Siemens и Alstom должны были слиться еще десять лет назад. А решение Брюсселя свидетельствует о том, что в ЕС нет плана, ему не хватает такой промышленной политики, которая стала бы противовесом китайской инициативе "Made in China 2025". Заявленное как создание "Airbus на рельсах" слияние Alstom и Siemens должно было быть лишь одним из ряда необходимых мероприятий. Но если бы еврокомиссар Вестагер уже тогда было что сказать, наверное, в 1970 году Airbus бы ни основали.
Обе компании сейчас вынуждены подать Еврокомиссии компромиссные предложения. Однако шансы плохие - ведь истекают сроки. Решение должно быть принято до 18 февраля - и если ЕС отклонит слияния, Siemens и Alstom придется ждать год, прежде чем начать новую попытку. Целый год, в котором китайский CRRC собирать плоды на глобальном рынке.
0 комментариев