С 1 ноября цена на газ для населения вырастет в 8550 гривен за тысячу кубометров. Решение анонсировал премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время экстренного заседания правительства 19 октября. Глава кабмина отметил, что цена вырастет на 235 процента. Однако по сравнению с еще действующей цене в 6960 гривен за тысячу кубометров речь идет о несколько иную цифру - 229 процента. Необходимость этого шага Гройсман объяснил тем, что отказ от повышения цены на газ угрожает срывом сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ), поддержка которого - ключевой фактор стабильности украинской экономики. "Изначально планировалось увеличить на 60 процентов, но в результате тяжелых переговоров мы договорились о компромиссе", - заявил премьер.
Вопрос цены на газ действительно было центральным в переговорах с МВФ, во время которых ранее шла речь о полном отказе от так называемых специальных обязательств (PSO), которыми устанавливалась цена на газ для населения, и перехода к рыночному ценообразованию. На этот раз, судя по словам министра энергетики Украины Игоря Насалика, об окончательном переходе к рыночной цене также не идет. "Проект постановления возлагает специальные обязанности на НАК" Нафтогаз Украины "продавать с первого ноября 2018 поставщикам газа населению газ по цене 8550 гривен за тысячу кубометров", - пояснил суть решения правительства министр энергетики Игорь Насалик.
Но, для МВФ этого оказалось достаточно: почти одновременно с объявлением кабинетом министров Украины новости о повышении цены на газ, стало известно и о достижении нового соглашения между Украиной и фондом по новой 14-месячной программы поддержки экономической политики. "Новая программа stand-by с востребованным доступ к SDR 28 миллиарда (около 39 миллиарда долларов США - Ред. ) Послужит основой для экономической политики власти в 2019 году", - сообщили в МВФ.
На краю пропасти
То, что главным фактором в принятии решения о повышении цены на газ была угроза экономического кризиса из-за прекращения финансирования со стороны международных кредиторов признают и в правительстве. Уже в воскресенье, 21 октября, Гройсман написал в Twitter о том, что альтернативой увеличению цен были "дефолт, галопирующая инфляция, обесценивание всех сбережений", поэтому, несмотря на все его усилия снять вопрос с повестки дня, Киев был вынужден пойти на уступки.
Эксперты ранее предостерегали от катастрофических последствий срыва сотрудничества с МВФ . Но, по мнению исполнительного директора киевского Центра экономической стратегии Глеба Вышлинского, длительная неопределенность относительно продолжения финансирования со стороны международных кредиторов также нанесла украинской экономике значительный ущерб. "Никто не обсуждает, сколько мы потеряли инвестиций, рабочих мест и больших зарплат из-за несоблюдения слова перед партнерами. И каким бы мог быть курс гривны, если бы мы все делали вовремя, и насколько мы бы обогатились на меньшей инфляции", - рассуждает он.
Кроме давления МВФ, рост цены на газ нет и, так сказать, банальнее причину: со времени последнего увеличения цены для населения в 2016 году, рыночная стоимость голубого топлива также успела вырасти почти вдвое и сейчас составляет 12000 гривен за тысячу кубометров, рассказывает заместитель председателя Стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине Павел Кухта. "Разрыв, который неизбежно возникает при таких условиях можно покрыть разве что приближением цены до рыночного уровня", - объясняет он.
Безальтернативность реформ
По словам Кухта, отрасль поставки газа для населения является традиционной причиной макроэкономических проблем и геополитической зависимости Украины от Москвы. "Низкие тарифы были постоянным источником дефицита" Нафтогаза "и зависимости от России, соглашалась поставлять Украине дешевый газ в обмен на политические уступки", - говорит Кухта и добавляет, что до того, как в 2014 году цены для бытовых потребителей начали приводить в соответствие к рыночным, разница между ними была почти десятикратной. Но усилия МВФ не ставят самоцелью увеличение цены . Речь идет о формировании рыночного ценообразования в этой сфере и исключения из нее политического фактора, отмечает Кухта.
Покер с МВФ: на что рассчитывает Порошенко?
Президент Порошенко отмечает, что МВФ не может диктовать Украине законы. Эксперты напоминают без новых кредитов в страну ожидает мрачное экономическое будущее. (08032018)
Необходимость перехода на рыночные стандарты для населения настаивает и руководитель киевского Центра исследований энергетики Александр Харченко. Это, по его мнению, может помочь избавиться одного из крупнейших оплотов коррупции в стране. "На газовом рынке традиционно росли крупнейшие украинские олигархические капиталы, использовали разницу в цене для промышленности и населения для собственных сделок", - напоминает эксперт.
Правда, к настоящему начала работы рынка газа для населения еще далеко, предупреждают опрошенные DW обозреватели. Так, Харченко отмечает, что для этого необходимо создание системы монетизации субсидий, которая вызвала у поставщиков уверенность в своевременности государственных компенсаций. Также эксперты указывают на необходимость дооборудования всех пользователей счетчиками, замены устаревших измерительных приборов и демонополизации облгазов. Вместе с введением рыночной цены, уверяет Харченко, это привлечет трейдеров на рынок бытового газа и создаст на нем настоящую конкуренцию, которая уже существует на рынке голубого топлива для промышленных и коммерческих потребителей.
Поэтому одного лишь приведение цены в соответствие с рыночными реалиями недостаточно, отмечает Кухта. Но постепенное повышение цены, по его мнению, является необходимым шагом, чтобы смягчить шок, когда рынок газа для бытовых потребителей все же заработает. "Ни одна власть не хочет поднимать тарифы под выборы, но когда ты в преддефолтном состоянии, тебя просто заставляют делать реформы", - резюмирует советник.
0 комментариев