Минус 40 долларов за баррель. Такой цены на нефть (если это можно назвать цене) мир еще не видел. Стоит беспокоиться тем, кто продает нефть, и радоваться тем, кто покупает - заправляет машину, асфальтируют дорогу или отапливает дом?
Не стоит. Отрицательная цена в Америке - только сбой в матрице, технический провал, финансовая авантюра.
Это все мало касается реального мира. За полный бак на заправке не будут доплачивать никому.
Обычная нефть - черная, вязкая, пахучая жидкость - по-прежнему в цене, даже если эта цена в исторической перспективе и выглядит смешной. Два главных мировых сорта нефти, к которым привязана цена большинства других, продаются на том же уровне, что и несколько дней назад. В Америке техасская нефть WTI с поставкой в июне стоит 22 доллара, а за баррель европейского сорта Brent дают $ 26.
А того, что стоило минус 40 долларов за баррель, уже нет. Минусовая цена касалась фьючерса - финансового инструмента, то есть с договором о поставках сырья в определенные сроки.
Что случилось?
Фьючерс был майский, он закончился во вторник, 21 апреля. А поскольку нефть сейчас никому не нужна (об этом говорится ниже), за день до окончания контракта инвесторы попытались избавиться от нее любой ценой.
Любая цена оказалась отрицательной.
Чтобы не получить нефть на руки, они готовы были заплатить тем, кого контракт обязывал эту нефть поставлять. В противном случае они должны были бы забрать нефть в Техасе и разместить ее в ближайшем хранилище в Кушинге. Как назло, оно оказалось заполненным под завязку.
Об этом когда-то снимут фильм вроде The Big Short ( "Игра на понижение") с Кристианом Бэйлом. Герой той ленты задолго до мирового финансового кризиса сделал ставку на крах рынка необеспеченных ипотечных кредитов. Звучит скучно, но в конце фильма он выводит маркером на доске цифру: + 489% прибыли.
На этот раз кто-то поставил на то, что кто-то поставит против того, что может стоить менее 10 долларов за баррель.
Эти "кто-то" не дали покупателям майского контракта за условные 25 долларов за баррель перейти на июньский контракт за 22 доллара и заплатить штраф в три доллара за баррель. Они настаивали на том, что продавать контракт не будут, но готовы поставить нефть - реальные барреля.
На это никто не подписывался, люди покупали финансовый контракт, а не цистерны с вязкой жидкостью. В результате владельцы майских фьючерсов согласились доплатить за то, чтобы избавиться от них, так как по вывозу и размещению в хранилище нефти им придется заплатить гораздо больше.
Нефти слишком много
В любой другой ситуации владельцы майских контрактов, закончились во вторник, получили бы физическую нефть, переработать ее в нефтепродукты и продать. Но это почти невозможно в условиях решительного падения спроса со стороны измученной коронавируса экономики.
"Черный понедельник" на американском нефтяном рынке произошел в момент, когда мировой спрос на нефть упал, как и упала экономическая активность в мире. Примерно на 30%.
Ответом на это стало сокращение поставок со стороны России и стран ОПЕК примерно на 10% мирового предложения сырья.
Сокращение это произойдет только в мае. Но даже тогда окажется, что примерно 20% нефти на рынке - лишние. Чтобы избежать избытка товара, нефть нужно размещать на складах. Но с этим проблемы.
Нефтехранилища на планете заполнены примерно на три четверти. А свободная четверть - около 1 млрд баррелей - примерно в 10 раз превышает мировой спрос на нефть, который до кризиса был около 100 млн баррелей в сутки.
Из-за пандемии коронавируса мировой спрос на нефть, как ожидается, упадет на 30%. То есть трейдерам, нефтеперерабатывающим заводам и Госрезерва придется куда-то деть 30 млн баррелей в день. Резервуаров им хватит на месяц, максимум на полтора.
И спрос на эти хранилища феноменальный. Цены будущих поставок на рынке сейчас выше текущих, так трейдеры придерживают нефть в расчете на ее удорожание в будущем. Хранилища быстро заполняются: не только на суше, но и на море.
Нефтехранилища на ключевых рынках вроде Сингапура и США подорожали вдвое. И если на суше сохраняется примерно три миллиарда баррелей нефти, из-за падения цен трейдеры начали размещать нефть и на море - в танкерах, которые обычно используются для ее перевозки.
Буквально за несколько недель объем нефти в танкерах, которые никуда не плывут, удвоился до 160 млн баррелей, подсчитало агентство Reuters.
Более полусотни супертанкеров каждый грузоподъемностью до 2 млн баррелей стоят на якоре. В мире их всего 770 и каждый третий в результате может остаться на рейде загруженным под завязку до лучших времен, считают трейдеры.
Такого мир не знал со времен обвала экономики в 2009 году. Но даже в море было всего 100 млн неприкаянных баррелей нефти.
Хотите получать самые важные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber !
0 комментариев