Москва
ясно+2 °C
arrow-redUSD65.5175 руб.-0.53
arrow-redEUR75.985 руб.-0.43
arrow-redCNY9.469 руб.-0.08
"Северный поток-2": что значит голосования Бундестага по Газовую директиву ЕС? (Видео)
6 0
Первый "не ночной" бюджет принят. Чем он отличается?
11 0
-За ужасных условий труда в Украине ежегодно погибают сотни людей - исследование
16 0
Нидерланды ограничили скорость на автобанах до 100 километров в час
15 0
Из Украины вывели 15 миллиарда долларов прибыли по экспорту зерна - исследование
28 0
НАБУ против банкиров: куда исчезли деньги с VAB Банка и кто в этом виноват
31 0
Евросоюз объявил войну електросмиттю
35 0
Tesla построит первую в Европе гигафабрику под Берлином
34 0
Евросоюз поддерживает планы правительства в Киеве по земельной реформе
33 0
Попытка Adidas вернуть производство в Германию провалилась
33 0
Портал о рецептах онлайн
66 0
Что такое базовая пенсия в Германии и кто ее будет получать
61 0
Санкции России против Украины: причем здесь уголь из Казахстана
98 0
ФРГ: консерваторы и социал-демократы нашли общий язык по минимальной пенсии
90 0
Водородные автомобиля: энтузиазм в Азии, сомнения в Германии
86 0
Зеленский назвал "обманом" статью Конституции о собственности на землю
80 0
В ФРГ ежегодно уничтожается все больше новенького одежды - исследование
102 0
В ФРГ все больше производителей продуктов питания готовы уменьшить содержание сахара и соли в пище
87 0
Больше новостей
» » Что делать, когда тарифы зашкаливают? Простого ответа нет ни Украина, ни ЕС

Что делать, когда тарифы зашкаливают? Простого ответа нет ни Украина, ни ЕС

Что делать, когда тарифы зашкаливают? Простого ответа нет ни Украина, ни ЕС

На пятом году реформ в энергетике вопрос тарифов на газ и тепло стали одной из ведущих тем президентской кампании в Украине.

Проверить "космические платежки" захотели также и депутаты, среди которых есть несколько кандидатов в президенты.

В то же время эксперты начали говорить об "энергетической бедности" - неспособность украинский своевременно и в полном объеме оплачивать за газ, тепло и горячую воду.

Можно ли предотвратить это без свертывания реформ в энергетике, и, с другой стороны, возможны ли реформы без обнищания части населения?

Замкнутый круг

Похоже, события разворачиваются в замкнутом круге: для внедрения прозрачных, рыночных условий в поставках газа, тепла и света населению необходимо повышение цен до рыночного уровня. Ведь годами тарифы были ниже для конечного потребителя, однако дотировались на десятки миллиардов из государственного бюджета.

Правительство говорит, что защитит уязвимых - тех, кто не может заплатить за жилье по новым тарифам. Но таких, по данным министра социальной политики Андрея Ревы, уже около 4 млн семей.

Расходы на правительственные субсидии так же растут и измеряются десятками миллиардов гривен. В прошлом году они составили 71 млрд грн, а в этом году в бюджете на субсидии выделено 55 млн грн.

Растет также и количество тех, кто пытается сэкономить на отоплении или не оплачивает счета. По словам вице-премьера Геннадия Зубко, в 2017 году уровень расчетов за коммунальные услуги составлял 93%. В 2018 году он снизился до 90%.

Как мерзнут в Европе и в Украине

Эксперты считают, что простого выхода из этого замкнутого круга нет, и приводят пример гораздо более богатой по Украине Европы.

По оценкам исследователей, средний уровень "энергетической бедности" в целом в странах ЕС составляет около 50 млн человек - это около 10% всего населения Евросоюза.

В "энергетически бедных" там относят не только тех, кто не может достаточно согреть дом во время зимних холодов, но и достаточно охладить жилье в жару, постоянно иметь доступ к горячей воды и стирки. Кроме того, учитывают и возможности доступа к "чистых" источников энергии и "современной" системы поставки электроэнергии.

По данным Европейской федерации профсоюзов госслужащих, ныне 57 млн ​​европейцев не могут достаточно обогреть жилье зимой, 104 млн - не могут создать комфортную температуру в жилище летом, 52 млн задерживают оплату коммунальных платежей.

Наиболее энергетически бедными Болгария, Венгрия, Латвия, Португалия и Греция.

При этом, в зависимости от страны "уязвимыми" или "энергетически бедными" в ЕС считают тех, чьи платежки за жилье отнимают более 10% доходов.

В Украине законодательного определения "энергетической бедности" нет, и только в новых законах, регулирующих предоставление коммунальных услуг, рынки газа и электроэнергии, упоминается о "уязвимые" слои населения.

Однако при предоставлении субсидий отправной точкой расчетов являются затраты на коммунальные услуги в более чем 15% от доходов семьи.

По таким условием, на начало 2019 право на субсидию получили около 65% домохозяйств.

Еще одним показателем могут быть данные Государственной службы статистики. Согласно им, в 2013 году 11% украинских семей признавали актуальной для себя проблему обеспечения теплом зимой. Последнее исследование, проведенное в 2017 году, показало, что количество таких семей выросла до 29%.

О чем спорят в ЕС: конкуренция против регулирования

Эксперты называют три главных фактора, влияющих на количество "энергетически бедных" граждан. Это - цены на энергоресурсы, уровень доходов и уровень энергоэффективности страны.

Как говорит Рута Балтаузе с Европейской комиссии, европейские дискуссии на тему энергетической бедности начались еще десять лет назад, когда ЕС начал внедрять новое энергетическое законодательство. За это время ощутимых результатов удалось достичь в том, чтобы потребители могли влиять на систему снабжения в том числе и из-за демонополизацию рынка.

"Без реформ получить более ответственных и прозрачных поставщиков услуг невозможно. Именно поэтому (Украина) важно продолжать реформы", - говорит представитель ЕС.

В то же время, как утверждает Гийом дурачился с Европейской федерации профсоюзов госслужащих, реформирования европейского энергетического рынка также показало, что рыночные методы, в том числе и повышение конкуренции в отрасли, срабатывают не всегда.

"Базовый подход Еврокомиссии во время реформ основывался на рыночных ответах на вызовы. Они говорили: хотите уменьшить энергетическую бедность, нужно увеличить конкуренцию и позволить потребителям выбирать между поставщиками услуг лучшего. Однако это не сработало", - говорит представитель европейских профсоюзов.

"После 20 лет дебатов на европейском уровне, к сожалению, цены на энергетические услуги выросли для потребителей, и выросли существенно. И постепенно появляется мысль: если вы хотите, чтобы базовые услуги быть доступны всем, вы должны регулировать цены в периоды, когда они слишком растут ".

Недавно о замораживании цен на газ и электроэнергию до 2022 года заявило правительство Румынии, а нижняя палата польского парламента также приняла решение о замораживании тарифов на электроэнергию на уровне 2018 года.

Что делать Украине: конкуренция, учет, монетизаци

В то же время, как считает Денис Назаренко из аналитического центра Dixi Group, многолетний опыт государственного регулирования цен в Украине свидетельствует о его вреде.

"Вся новейшая история Украины показывает, что государственное регулирование цен - это единственный крупнейший фактор радикально плохого состояния и всей системы коммунальных услуг и расчетов в ней, и общего благосостояния людей, - считает эксперт. - Даже первые шаги от государственного регулирования к рыночным механизмам уже показывают свою эффективность. Мы видим сокращение потребления, заинтересованность людей в повышении энергоэффективности, энергосбережении ".

"Человечество за всю историю не придумало лучшего способа снизить цены, кроме как повысить конкуренцию", - считает эксперт Dixi Group.

Если выбирать из тройки факторов, определяющих энергетическую бедность - цены на энергоносители, доходы населения, эффективные расходы, то, как говорит Денис Назаренко, именно сфера энергоэффективности могла бы дать наибольший эффект в украинских реформах:

"Это является постоянным решением, направленным на долгосрочную перспективу. Это не просто дать людям деньги, чтобы оплатить счета, а помочь им сокращать и рационализировать потребление, что приведет к уменьшению энергетической бедности в перспективе".

С этим согласен и Александр Шубин из Федерации профсоюзов Украины. Он напоминает, что уровень потребления природного газа в Украине местами вдвое больше, чем в ЕС, потребление тепловой энергии - на 60% выше, чем в среднем в ЕС.

"Это - следствие потерь в сетях и отсутствия учета, устарелости жилого фонда, - говорит представитель профсоюзов., И подчеркивает: при этом на прямую поддержку субсидиантив правительство тратит около 70000000000 гривен, а на мероприятия энергоэффективности, которые позволили бы в последующие годы тратить меньше - 1600000000 грн.

При этом Александр Шубин отрицает, что профсоюзы выступают за снижение цен на газ, - они поддерживают соответствие роста тарифов росту доходов. А также, говорит представитель профсоюзов, висупають за более эффективные расходованием ты государственных средств.

"35 миллиона потребителей природного газа в многоквартирных домах не обеспечены средствами учета. Согласно закону, это - обязанность поставщика услуг. И они его не обеспечивают, потому что в определенной степени им выгодно, что этот ресурс не учитывается. Ведь если учет, сразу сложнее списывать потери ", - объясняет цепочку проблем Александр Шубин.

По его мнению, прежде, чем говорить о том, что население спачуе за то, что оно потребляет, нужно говорить о 100% обеспечения средствами учета и газа, и тепловой энергии.

Представитель профсоюзов также говорит, что правительство, например, мог бы подумать о возмещении стоимости счетчиков тем потребителям, которые, не дожидаясь бесплатные от компаний-поставщиков, установили их сами.

Еще одним шагом к улучшению ситуации может стать реальная монетизация субсидий, начнет действовать с 1 марта, считает Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети ОПОРА:

"У нас проблема в том, что получатели субсидий потребляют вдвое больше - потому что для них нет стимула курить меньше. Потребителя это (выплата субсидии живыми деньгами) побуждать менять поведение. Ключевое - что остаток, то, что он сэкономил, будет оставаться в нем. и человек будет думать о энергоэффективные мероприятия, чтобы минимизировать потребление и платить еще меньше ".

"Оружие массового поражения"

В любом случае, даже несовершенные и дорогие для государства субсидии - лучше, чем одинаково низкие цены "для всех", как это было раньше, утверждает Алексей Хабатюк, заместитель директора департамента энергоэффективности "Нафтогаза".

"Низкие цены могут казаться механизмом защиты, но это, как оружие массового поражения: она будет" защищать "одинаково и того, кто имеет низкие доходы, и того, кто живет в большом доме и имеет высокие доходы", - говорит представитель Нафтогаза.

Алексей Хобатюк также отмечает, что дешевый ресурс только скрывает "энергетическую бедность".

"Реальная стоимость ресурсов никуда не исчезает, и за них все равно кто заплатит. Заплатят люди, просто из другого кармана".

Также на эту тему

0 комментариев

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingdisappointed_relievedweary
    pensivedisappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecry
    sobjoyastonishedscreamtired_faceangryrage
    triumphdizzy_faceimpsmiling_impneutral_faceno_mouthinnocent
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Войти через