На пятом году реформ в энергетике вопрос тарифов на газ и тепло стали одной из ведущих тем президентской кампании в Украине.
Проверить "космические платежки" захотели также и депутаты, среди которых есть несколько кандидатов в президенты.
В то же время эксперты начали говорить об "энергетической бедности" - неспособность украинский своевременно и в полном объеме оплачивать за газ, тепло и горячую воду.
Можно ли предотвратить это без свертывания реформ в энергетике, и, с другой стороны, возможны ли реформы без обнищания части населения?
Замкнутый круг
Похоже, события разворачиваются в замкнутом круге: для внедрения прозрачных, рыночных условий в поставках газа, тепла и света населению необходимо повышение цен до рыночного уровня. Ведь годами тарифы были ниже для конечного потребителя, однако дотировались на десятки миллиардов из государственного бюджета.
Правительство говорит, что защитит уязвимых - тех, кто не может заплатить за жилье по новым тарифам. Но таких, по данным министра социальной политики Андрея Ревы, уже около 4 млн семей.
Расходы на правительственные субсидии так же растут и измеряются десятками миллиардов гривен. В прошлом году они составили 71 млрд грн, а в этом году в бюджете на субсидии выделено 55 млн грн.
Растет также и количество тех, кто пытается сэкономить на отоплении или не оплачивает счета. По словам вице-премьера Геннадия Зубко, в 2017 году уровень расчетов за коммунальные услуги составлял 93%. В 2018 году он снизился до 90%.
Как мерзнут в Европе и в Украине
Эксперты считают, что простого выхода из этого замкнутого круга нет, и приводят пример гораздо более богатой по Украине Европы.
По оценкам исследователей, средний уровень "энергетической бедности" в целом в странах ЕС составляет около 50 млн человек - это около 10% всего населения Евросоюза.
В "энергетически бедных" там относят не только тех, кто не может достаточно согреть дом во время зимних холодов, но и достаточно охладить жилье в жару, постоянно иметь доступ к горячей воды и стирки. Кроме того, учитывают и возможности доступа к "чистых" источников энергии и "современной" системы поставки электроэнергии.
По данным Европейской федерации профсоюзов госслужащих, ныне 57 млн европейцев не могут достаточно обогреть жилье зимой, 104 млн - не могут создать комфортную температуру в жилище летом, 52 млн задерживают оплату коммунальных платежей.
Наиболее энергетически бедными Болгария, Венгрия, Латвия, Португалия и Греция.
При этом, в зависимости от страны "уязвимыми" или "энергетически бедными" в ЕС считают тех, чьи платежки за жилье отнимают более 10% доходов.
В Украине законодательного определения "энергетической бедности" нет, и только в новых законах, регулирующих предоставление коммунальных услуг, рынки газа и электроэнергии, упоминается о "уязвимые" слои населения.
Однако при предоставлении субсидий отправной точкой расчетов являются затраты на коммунальные услуги в более чем 15% от доходов семьи.
По таким условием, на начало 2019 право на субсидию получили около 65% домохозяйств.
Еще одним показателем могут быть данные Государственной службы статистики. Согласно им, в 2013 году 11% украинских семей признавали актуальной для себя проблему обеспечения теплом зимой. Последнее исследование, проведенное в 2017 году, показало, что количество таких семей выросла до 29%.
О чем спорят в ЕС: конкуренция против регулирования
Эксперты называют три главных фактора, влияющих на количество "энергетически бедных" граждан. Это - цены на энергоресурсы, уровень доходов и уровень энергоэффективности страны.
Как говорит Рута Балтаузе с Европейской комиссии, европейские дискуссии на тему энергетической бедности начались еще десять лет назад, когда ЕС начал внедрять новое энергетическое законодательство. За это время ощутимых результатов удалось достичь в том, чтобы потребители могли влиять на систему снабжения в том числе и из-за демонополизацию рынка.
"Без реформ получить более ответственных и прозрачных поставщиков услуг невозможно. Именно поэтому (Украина) важно продолжать реформы", - говорит представитель ЕС.
В то же время, как утверждает Гийом дурачился с Европейской федерации профсоюзов госслужащих, реформирования европейского энергетического рынка также показало, что рыночные методы, в том числе и повышение конкуренции в отрасли, срабатывают не всегда.
"Базовый подход Еврокомиссии во время реформ основывался на рыночных ответах на вызовы. Они говорили: хотите уменьшить энергетическую бедность, нужно увеличить конкуренцию и позволить потребителям выбирать между поставщиками услуг лучшего. Однако это не сработало", - говорит представитель европейских профсоюзов.
"После 20 лет дебатов на европейском уровне, к сожалению, цены на энергетические услуги выросли для потребителей, и выросли существенно. И постепенно появляется мысль: если вы хотите, чтобы базовые услуги быть доступны всем, вы должны регулировать цены в периоды, когда они слишком растут ".
Недавно о замораживании цен на газ и электроэнергию до 2022 года заявило правительство Румынии, а нижняя палата польского парламента также приняла решение о замораживании тарифов на электроэнергию на уровне 2018 года.
Что делать Украине: конкуренция, учет, монетизаци
В то же время, как считает Денис Назаренко из аналитического центра Dixi Group, многолетний опыт государственного регулирования цен в Украине свидетельствует о его вреде.
"Вся новейшая история Украины показывает, что государственное регулирование цен - это единственный крупнейший фактор радикально плохого состояния и всей системы коммунальных услуг и расчетов в ней, и общего благосостояния людей, - считает эксперт. - Даже первые шаги от государственного регулирования к рыночным механизмам уже показывают свою эффективность. Мы видим сокращение потребления, заинтересованность людей в повышении энергоэффективности, энергосбережении ".
"Человечество за всю историю не придумало лучшего способа снизить цены, кроме как повысить конкуренцию", - считает эксперт Dixi Group.
Если выбирать из тройки факторов, определяющих энергетическую бедность - цены на энергоносители, доходы населения, эффективные расходы, то, как говорит Денис Назаренко, именно сфера энергоэффективности могла бы дать наибольший эффект в украинских реформах:
"Это является постоянным решением, направленным на долгосрочную перспективу. Это не просто дать людям деньги, чтобы оплатить счета, а помочь им сокращать и рационализировать потребление, что приведет к уменьшению энергетической бедности в перспективе".
С этим согласен и Александр Шубин из Федерации профсоюзов Украины. Он напоминает, что уровень потребления природного газа в Украине местами вдвое больше, чем в ЕС, потребление тепловой энергии - на 60% выше, чем в среднем в ЕС.
"Это - следствие потерь в сетях и отсутствия учета, устарелости жилого фонда, - говорит представитель профсоюзов., И подчеркивает: при этом на прямую поддержку субсидиантив правительство тратит около 70000000000 гривен, а на мероприятия энергоэффективности, которые позволили бы в последующие годы тратить меньше - 1600000000 грн.
При этом Александр Шубин отрицает, что профсоюзы выступают за снижение цен на газ, - они поддерживают соответствие роста тарифов росту доходов. А также, говорит представитель профсоюзов, висупають за более эффективные расходованием ты государственных средств.
"35 миллиона потребителей природного газа в многоквартирных домах не обеспечены средствами учета. Согласно закону, это - обязанность поставщика услуг. И они его не обеспечивают, потому что в определенной степени им выгодно, что этот ресурс не учитывается. Ведь если учет, сразу сложнее списывать потери ", - объясняет цепочку проблем Александр Шубин.
По его мнению, прежде, чем говорить о том, что население спачуе за то, что оно потребляет, нужно говорить о 100% обеспечения средствами учета и газа, и тепловой энергии.
Представитель профсоюзов также говорит, что правительство, например, мог бы подумать о возмещении стоимости счетчиков тем потребителям, которые, не дожидаясь бесплатные от компаний-поставщиков, установили их сами.
Еще одним шагом к улучшению ситуации может стать реальная монетизация субсидий, начнет действовать с 1 марта, считает Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети ОПОРА:
"У нас проблема в том, что получатели субсидий потребляют вдвое больше - потому что для них нет стимула курить меньше. Потребителя это (выплата субсидии живыми деньгами) побуждать менять поведение. Ключевое - что остаток, то, что он сэкономил, будет оставаться в нем. и человек будет думать о энергоэффективные мероприятия, чтобы минимизировать потребление и платить еще меньше ".
"Оружие массового поражения"
В любом случае, даже несовершенные и дорогие для государства субсидии - лучше, чем одинаково низкие цены "для всех", как это было раньше, утверждает Алексей Хабатюк, заместитель директора департамента энергоэффективности "Нафтогаза".
"Низкие цены могут казаться механизмом защиты, но это, как оружие массового поражения: она будет" защищать "одинаково и того, кто имеет низкие доходы, и того, кто живет в большом доме и имеет высокие доходы", - говорит представитель Нафтогаза.
Алексей Хобатюк также отмечает, что дешевый ресурс только скрывает "энергетическую бедность".
"Реальная стоимость ресурсов никуда не исчезает, и за них все равно кто заплатит. Заплатят люди, просто из другого кармана".
0 комментариев