Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/www-root/data/www/promequipment.ru/engine/classes/templates.class.php on line 226 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/www-root/data/www/promequipment.ru/engine/modules/sitelogin.php on line 157 DataLife Engine > Версия для печати > BSC и контроль бизнес-процессов
DataLife Engine > Финансы > BSC и контроль бизнес-процессов

BSC и контроль бизнес-процессов

Контроль деятельности компании на первоначальной стадии и на стадии развития

На первоначальном этапе для компании стоит задача «выжить», какой ценой — почти не важно, остальные, более мелкие задачи, также не имеют принципиального значения. Показатели результативности работы на этом этапе формируются сами — они как правило очевидны, их не много, они чётко сформулированы. Чаще всего есть рубежное значение показателей результативности, достижение которых жизненно необходимо, т.е. критерии, по сути, «двоичные» — достигли / не достигли.

В силу простоты бизнес-процессов и структуры компании на начальном этапе система управления не требует особенной формализации: взаимосвязей в системе немного, и они управляются «по понятиям», поэтому должностные инструкции, регламенты не требуются, система мотивации персонала используется примитивная. Когда бизнес стабилизировался, цель выживания сменяется задачами поддержания результата развития.

Вариантов сохранения стабильности и развития гораздо больше, поэтому все действия, а вслед за ними и организационная структура, начинают усложняться. При управлении сложной системой необходимо учитывать множество нюансов, что порождает большое количество задач сопоставимой важности. Результаты выполнения этих задач приходится оценивать дифференцировано, т.к. становится важно не просто есть развитие или нет, а с какой скоростью (и ускорением) и в каком направлении оно происходит.

Многообразием задач трудно управлять «по понятиям» – взаимосвязи сложны и не всегда очевидны, задачи могут входить в противоречии друг с другом, часто и сами задачи не очевидны. Система управления требует большей формализации, необходимо создавать систему мотивации персонала, зачастую требуется разработка должностных инструкций и регламентов. Поэтому возникает потребность в измеряемых критериях, а поскольку их много — в необходимости их систематизировать и укрупнять.

BSC как способ построения системы контроля

На сегодняшний день существуют разные концепции выбора критериев результативности – наиболее распространённой является концепция BSC (система сбалансированных показателей) контроля деятельности организации. BSC представляет собой систему KPI (ключевых показателей эффективности), «сбалансированную», т.е. увязанную с системой целей компании. BSC была создана Д. Нортоном и Р. Капланом – специалистами в области управленческого учёта. Идея создания системы сбалансированных показателей возникла в результате несовершенства существующей системы управленческого учёта, т.к. она была основана только на финансовых показателях и не отражала всего спектра направлений деятельности. Авторы предложили анализировать деятельность фирмы по показателям, объединённым в четыре группы: клиенты, бизнес-процессы, финансы, инновации и обучение.

Стандартно связи между группами описываются следующим образом: цели отражаются финансовыми показателями, для их достижения должны быть получены определённые результаты во взаимоотношениях с клиентами, это в свою очередь требует оптимизации внутренних бизнес-процессов, для чего необходимо развитие внутреннего потенциала организации и анализа её способности к развитию. Последняя составляющая по мнению авторов концепции включает в себя человеческий капитал (навыки, обучение, знание), информационный капитал (системы, базы данных, сети) и организационный капитал (культура организации, лидерство, командная работа).

Подход к разработке системы показателей результативности

Однако постановкой целей ограничиться недостаточно — необходим процесс их достижения. При этом контролировать нужно не только конечный результат, но и работу по его достижению, чтобы вовремя осуществлять корректирующее управление бизнес-процессами.

Исходя из этого консалтинговая компания разрабатывает систему KPI на основе бизнес-процессов, как завершающий этап проектирования системы управления организацией. Все запланированные действия проектируются в соответствии с целями компании, KPI формируются на основании значимых для целей компании результатов отдельных функций и целых процессов. Это позволяет учесть цели руководства организации, особенности деятельности компании и её организационной структуры.

Построение системы KPI даёт возможность контролировать не только степень достижения поставленных целей на всех уровнях, но и процессы их достижения. Построенная таким образом система позволяет: объективно выбрать показатели результативности и структурировать их в соответствии с причинно-следственными связями, обеспечить чёткость системы показателей: каждый показатель является результатом конкретной функции или процесса, а следовательно (при соблюдении корректности построения системы управления) имеет конкретного ответственного, исполнителя и механизм достижения создания эффективных должностных инструкций, содержащих конкретные цели и задачи для конкретных должностных лиц.

Внедрение BSC позволяет решать следующие управленческие задачи:

  • увязка стратегического менеджмента со среднесрочным и оперативным управлением
  • корректная постановка целей для всех уровней организационной структуры
  • осуществление контроля деятельности компании и создание управления, ориентированного на результат
  • объективная мотивация персонала в соответствии с целями компании

Необходимо отметить, что все перечисленные задачи могут быть решены на разном уровне детализации: от разработки стратегических целей, вложений в изготовление рекламы и её размещение, с дальнейшим отслеживанием эффективности по каждому из каналов, до пошаговых должностных инструкций с оценкой результата каждого действия. Необходимая степень подробности определяется спецификой деятельности компании, стилем управления и корпоративной культурой организации.




Вернуться назад