Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/www-root/data/www/promequipment.ru/engine/classes/templates.class.php on line 226 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/www-root/data/www/promequipment.ru/engine/modules/sitelogin.php on line 157 DataLife Engine > Версия для печати > Green Deal: ЕС делает ставку на Украину и Россию
DataLife Engine > Новости / Экономика > Green Deal: ЕС делает ставку на Украину и Россию

Green Deal: ЕС делает ставку на Украину и Россию

Green Deal: ЕС делает ставку на Украину и Россию

В будущем угольные регионы могут выглядеть так

Пока Россия остается важнейшим поставщиком энергоресурсов в Евросоюз, Украина играет традиционную роль транзитной страны для российского газа, а энергетика Казахстана и Узбекистана большого интереса в Евросоюзе не вызывает. Однако уже в ближайшие годы в энергетическом сотрудничестве с этими постсоветскими странами и рядом других государств могут и должны произойти серьезные изменения: программа Green Deal потребует от ЕС новой геополитики.

Green Deal: декарбонизация экономики Европы за 30 лет

Такая ключевой тезис доклада "Энергетическая дипломатия ЕС - растущее значение и переориентация в условиях новой эры", подготовленной группой экспертов берлинского Фонда науки и политики (SWP). Этот исследовательский институт консультирует по вопросам внешней политики правительство и парламент ФРГ, а также органы ЕС.

Под "новой эрой" авторы имеют в виду провозглашенную Евросоюзом в конце 2019 года программу Green Deal, что украинский переводится как "Зеленый пакт для Европы" или "Европейский зеленый курс". Речь идет о концепции преобразования Европы в 2050 году в первый климатически нейтральный континент планеты.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен провозглашает Green Deal в декабре 2019 году в Брюсселе

По сути, поставлена ​​задача - за 30 лет осуществить декарбонизация энергетики и в целом экономики. Другими словами - добиться отказа от использования вредных для глобального климата ископаемых энергоносителей - угля, нефти и природного газа, - заменив их на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и на производимую с помощью экологических технологий сырье - например, на "зеленый" водород.

Читайте также: Водород вместо нефти, газа и угля - новый тренд в Европе

Столь масштабная цель требует не только огромных финансовых и технологических, но также политических и дипломатических усилий, тем более, что программа Green Deal подразумевает весь европейский континент, а не только территорию Евросоюза, отмечают авторы доклада. Таким образом, она непосредственно затрагивает и все постсоветские страны в Европе. (К геополитических последствий создания водородной экономики ученые SWP недавно уже обращались).

Россию ждет сокращение доходов от экспорта энергоносителей

Две постсоветские страны - Украину и Россию - эксперты SWP включили в список 12-ти будущих стратегических или ключевых энергетических партнеров Евросоюза. А вот Беларусь, по которой в настоящее время идут транзитом из России нефте- и газопроводы и строящая АЭС в расчете на экспорт электроэнергии в ЕС, к важным и перспективных партнеров не попала.

Когда речь идет о России, "важнейшего поставщика энергии в ЕС и его наибольшую соседку", авторы доклада указывают, что "декарбонизация ЕС приведет к сокращению доходов России". Поэтому, отмечают они, необходимо сотрудничество с Россией в таких сферах, как то возобновляемая энергетика, водород и энергоэффективность. Это нужно "не только для того, чтобы загладить последствия трансформации для российской экономики, но и чтобы заинтересовать Россию в более зеленом будущем и удержать эту страну в Парижской сделке".

К тому же, говорится далее, Россия является важной партнершей в диалоге о технических вопросах и о госрегулировании, ведь она определяет нормы и стандарты в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Газотранспортная система Украины может переключиться на водород

Что же касается нынешней роли России как поставщика энергоресурсов, то в докладе отмечается, что "традиционное обеспечения поставок ископаемым топливом, особенно газом, останется при трансформации важной задачей". В то же время эксперты SWP предлагают расширить понятие энергетической безопасности, распространив его, в частности, на электроэнергию, водород и сырье для производства аккумуляторных батарей, накопителей энергии и установок для производства энергии из возобновляемых источников.

Или транпортуватиметься газопроводами Украины в будущем водород вместо природного газа?

Говоря об Украине, авторы доклада отмечают, что она "не только как соседняя с ЕС страна имеет большую стратегическую вес", но и является членом Энергетического союза ЕС. "Кроме этого, Киев хочет присоединиться к Green Deal", - напоминают эксперты. Традиционная роль Украины - транзитная страна для природного газа, однако в будущем, отмечается в докладе, она будет также партнером по производству, транспортировке и хранению более экологичных газов.

Читайте также: Шанс и для Украины: как ЕС продвигать водород в энергетике

Иными словами, в SWP исходят из того, что в перспективе газотранспортная система Украины и ее газохранилища наполняться не только и даже не столько российским природным газом, сколько украинским синтетическими газами, например, "зеленым" водородом. Это однако не исключает закачки экологически производимого H2 из России. К этому в 2025 году планируется синхронизация электроэнергетических сетей Украины и континентальной Европы, говорится в докладе.

Рынки сбыта для европейских "зеленых" технологий

Однако Евросоюза для успешной реализации Green Deal придется существенно расширить число своих энергетических партнеров, включив в него не только непосредственных соседей, но и более отдаленные страны в Африке и Азии. Это основной тезис доклада ее авторы подкрепляют списком из 12-ти стран.

В него вошли не только потенциальные поставщики "зеленой" электроэнергии и "зеленого" водорода, например Марокко и Алжир или такую ​​важную для транзита природного газа в ЕС страну, как Турцию, которая к тому же уже синхронизировала свои электросети с европейскими.

К будущих стратегических энергетических партнеров Евросоюза в берлинском институте причисляют страны, которые по своей амбициозные программы развития возобновляемой энергетики (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) или благодаря своему огромному потенциалу в этой сфере (Египет, Индия, Индонезия) могут стать большими рынками сбыта для европейских технологий. А также сыграть важную роль при глобальном продвижении европейских норм и стандартов в энергетике в условиях конкурентной борьбы, обостряющейся между ЕС, Китаем и США.

Объединенные Арабские Эмираты. Солнечная электростанция Shams 1 в Абу-Даби

Казахстан и Узбекистан: большие перспективы в энергетике

Именно с этой точки зрения авторы доклада включили в свой список Казахстан и Узбекистан. Эксперты SWP считают эти две страны приоритетными энергетическими партнерами ЕС в Центральной Азии и видят большие шансы для европейских компаний в таких сферах, как межгосударственные системы водоснабжения и воспроизведения единой энергосистемы в центральноазиатском регионе.

В докладе отмечается, что Казахстан в рамках диверсификации своей экономики стремится привлечь прямые иностранные инвестиции в производство оборудования для возобновляемой энергетики. К тому же Казахстан - второй по значению член ЕАЭС и "главная цель китайских инвестиций в генерацию электроэнергии в Центральной Азии". Поэтому партнерские отношения с Казахстаном, отмечается в докладе, "будут иметь решающее значение для продвижения в этом регионе правил, норм и стандартов ЕС".

В свою очередь, привлекательность Узбекистана для европейских компаний заключается в высоком экономическом росте и быстром увеличении спроса на электроэнергию на фоне все еще ненадежной системы энергоснабжения с частыми перебоями в сельских районах.

В заключении авторы доклада пишут, что Евросоюзу при развитии его новой энергетической дипломатии нужно "стратегическое терпение". Эксперты SWP рекомендуют ЕС при формировании энергетических партнерств ставить во главу угла борьбу с загрязнением окружающей среды на местах, содействие "зеленому" проектам, электрификации, интеграции энергосистем - и не требовать сразу снижения выбросов CO2 или отказа от использования угля.




Вернуться назад