Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/www-root/data/www/promequipment.ru/engine/classes/templates.class.php on line 226 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /var/www/www-root/data/www/promequipment.ru/engine/modules/sitelogin.php on line 157 DataLife Engine > Версия для печати > Максим Нефедов о люстрации на таможне и "экосистему" контрабанды
DataLife Engine > Новости / Экономика > Максим Нефедов о люстрации на таможне и "экосистему" контрабанды

Максим Нефедов о люстрации на таможне и "экосистему" контрабанды

Максим Нефедов о люстрации на таможне и "экосистему" контрабанды

Максим Нефедов

Вот уже почти месяц в Украине работает Государственная таможенная служба . Она появилась в результате реорганизации Государственной фискальной службы, которую разделили на две госслужбы - налоговую и, собственно, таможенную. Все предыдущие попытки преодолеть коррупции и контрабанде на украинской границе оказывались тщетными. Новое руководство украинской таможни решило не ограничиваться только структурными изменениями, а провело и радикальную кадровую чистку, освободив наиболее "сомнительных" работников. Чего удалось достичь за месяц работы новой таможни, где реформа таможни тормозит и, самое главное, уменьшился уровень коррупции и контрабанды - на эти и другие вопросы в интервью DW отвечает руководитель Гостаможслужбы Максим Нефедов .

Deutsche Welle: Вы много пишете об успехах новой таможни на своей странице в социальной сети Facebook, но посмотрите, пожалуйста, на многочасовые очереди на границе со странами ЕС

Максим Нефедов: Это, конечно, правда. Что-то можно сделать относительно быстро - ввести те же сканеры. Что-то нужно больше времени - полная реконструкция пунктов пропуска. Возможно, таможня может работать на 5 процентов быстрее. Хотя, честно говоря, мы оформляем фактически без проблем все грузы, которые приходят. Но 5 процентов недостаточно. Необходимо, чтобы пропускная способность границы увеличилось вдвое. Потому что в большинстве случаев границу банально перегружен.

Польша предоставила Украине кредит на переоборудование пунктов пропуска. Я так понимаю, что кредит не использован. Можете назвать причину?

Собственно говоря, этот кредит будет использован в этом году. Мы очень активизировались в сотрудничестве с польской стороной в конце 2019-го. Мы завершаем процесс проектирования по тем пунктам пропуска, которые будут профинансированы за счет этого кредита. И очень рассчитываем, что, согласно графику, в 2021 и 2022 году все объекты полностью будут сданы.

На таможне теперь используются новые сканеры. В чем особенность этих сканеров?

Сканер позволяет перекрыть довольно много видов нарушений. Он позволяет быстро, просто и достаточно удобно, в комфорте, а не выгружая фуру, а не загоняя ее в какие-то боксы, а не срывая пломбы и т.д., увидеть, что внутри. Он может отличить, когда за одеждой прячут электронику. Или когда говорят, что фура полупустой, а она на самом деле полностью забита. В сканера есть свои ограничения. Он не может распознать, когда говорят, что это одежда секонд-хенд, а на самом деле это какие-то элитные бренды, которые стоят тысячи долларов. Каждый сканер, если он будет на 100 процентов загружен, может обработать до 100 машин в сутки. И, конечно, сканеры будут как находить контрабанду, так и служить большим барьером для контрабандистов. Если мы будем ловить каждый седьмой груз, то этой экономики контрабанды не будет.

Результат в борьбе с контрабандой Вас поразил лично ?

Для меня важно понимать, когда я вижу, что у меня растут, возможно, такие сухие показатели как доходы государства с одной доллару импорта или средняя таможенная стоимость несырьевых товаров. Или когда я вижу скачкообразное увеличение импорта по некоторым традиционно очень рисковых категориях, как, например, автозапчасти. У нас же не могут внезапно начать ломаться машины больше по всей стране. Это означает, что какая-то часть рынка, которая была в тени, начинает работать, и мы постепенно выдавливаем ее на свет. В таможенной статистике отсутствуют целые категории товаров. Такое впечатление, что они просто материализуются на территории Украины. Когда я вижу, что они появляются в статистике, это означает, что это круто, что мы движемся в правильном направлении.

Можете привести несколько успешных примеров ?

Например, мы начали с кофе. Растворимый кофе - понятный рынок. Вдруг оказалось, что в результате изменения правил риск-менеджмента бюджет может зарабатывать на 20000000 гривен в месяц больше, чем до этого. Или возьмем рынок автозапчастей: мы начали переводить оценку стоимости товаров с килограммов, ведь как можно мерить шины в килограммах? Шины надо мерить в единицах (штуках). Начали мерить в штуках. Вдруг оказалось, что бюджет внезапно начал зарабатывать на 7080000000 гривен больше месяц.

70 миллионов гривен ?

Да. Категория автозапчастей и шин - это большая категория. И борьба там идет, и мы на январь еще далеки от полной победы. Мы получаем положительные отзывы от импортеров минеральных удобрений, которые говорят, что впервые нам удается оформить корабль без взяток и тому подобное. Поэтому я не хочу, чтобы казалась ситуация, что у нас уже все победили и у нас есть исключительно тотальные успехи. Нет, у нас очень сложная ситуация, с которой мы пошагово, как я говорю, камешек за камешком постепенно выбираемся.

Из Одессы поступает много сообщений, что там взяточничество продолжается. Говорят, что таможенникам платят по 500-1000 долларов, чтобы пропустили товар

Ситуация в Одессе очень сложная, но постепенно улучшается. Это мы видим из статистических показателей, которые мы отслеживаем: стоимости одного контейнера, доходности с одного контейнера, количества грузов, не предъявляются к осмотру. Они просто стоят и уже как не нужны своим владельцам. Всех, кто хочет сообщить о коррупции, прошу писать мне. У нас уже были случаи в Львовской области, были абсолютно освобождены цели изменения, по которым были подозрения в коррупции Можете писать лично мне на Facebook. И неприкасаемых у нас точно нет.

В отношении сотрудников Или всех сотрудников перевели в новую таможню?

Мы и не хотели переводить всех 11000 таможенников в новую структуру. Было бы очень цинично бороться с коррупцией руками тех же самых людей. У нас на Львовщине была знаменитая таможня, которая владела Rolls-Royce. Поэтому, конечно, таких людей мы оставили за бортом.

Как их определяли?

Мы опирались на отзывы по бизнесу, мы опирались на информацию от правоохранительных органов. Конечно мы смотрели на их декларации. У меня очень простой принцип. Если вы уже мультимиллионер, то зачем вам эта тяжелая неоплачиваемый государственная работа. Нет - хотят работать. Более того, хотят работать исключительно на границе. Вот им очень хочется работать на больших пунктах пропуска, на западе. А мы говорим, что, возможно, мы вас переведем куда-то на внутренние работы. Нет, говорят, у нас талант стоять на границе. Конечно, таких людей мы не хотим видеть в рядах таможенной службе. Потому что у нас там есть в каждой области? У нас есть местный глава таможни. У нас есть местный глава налоговой. У нас есть председатель ОГА, главный полицейский, прокурор, представитель НАБУ, ГБР. Все это, так сказать, одна региональная элита. И во многих местах эти люди искренне считают, например, что с ними должны согласовывать назначение руководителей таможни. Они не понимают, а как это? Вы не согласовали, не приняли во внимание наши кандидатуры? И эти люди говорят, что раньше были нормальные руководители таможни, понимали все. А вот ты, Нефедов, странный руководитель таможни.

Много желающих работать на новой таможни ?

У нас классическая ситуация. С одной стороны, честные люди не хотят идти и работать на те зарплаты, которые есть в государственных органах. С другой - есть много людей, которые готовы давать взятки, чтобы поработать хотя бы один день где-то в Шегинях (пункт пропуска на границе Украины и Польши. - Ред .) Или в Одесском морском порту. Поэтому наша главная задача - это просто отличить первых от вторых.

Как Вы хотите мотивировать новых сотрудников?

Собственно говоря, мне просто хочется поднять им зарплату до рыночного уровня. Это зарплата, равная зарплате брокера. И мне бы очень хотелось, чтобы до конца этого года зарплата рядового инспектора достигла такого уровня - примерно 17-19-тысяч гривен. Если нам это удастся, я убежден, что больших проблем с кадровым обновлением у нас не будет.

Направление на границе Вы считаете сейчас наиболее проблематичным?

У нас три основные проблемы, которые мы хотим решить в 2020 году. Это западную границу с ЕС, это Одесса и контейнеры морем, это и почтовые и експресперевезення.

Почтовые и експресперевезення. Что Вы хотите сделать с ними?

Мы очень хотим наладить процесс, когда, с одной стороны, добродетельный получатель может онлайн оформить посылку и заплатить пошлину с карточки, с телефона, никуда не ходячие, а не нанимая таможенного брокера. А, с другой стороны, начать бороться с практикой, когда под видом индивидуальных посылок в страну перевозятся цели коммерческие партии товаров. Когда на фейковых получателей или людей, которые не знают, что они якобы получателями товаров, ввозимых десятки тысяч телефонов или десятки тысяч пар джинсов. Это крупномасштабное мошенничество. Почему эти три направления - западная граница, Одесса и почта? Потому что они взаимопроникновении: когда мы дополнительно занимаемся, например, Одессой, оно начинает ехать через запад; мы закручиваем гайки на западе - устанавливаем сканеры, меняем изменения - оно переключается на почту. Наша задача это постепенно сжимать со всех сторон. Ожидаем, что в конце января будет принят закон о единое юридическое лицо таможни. Ожидаем, что это позволит достичь некоторых довольно интересных технологических изменений. Например, вы приезжаете на западную границу, но вашу декларацию смотрит теперь не таможенник из Львова или Луцка, а из Чернигова или Одессы. Соответственно, условно говоря, взятку некому давать. Ибо вы не знаете, кто работает с декларацией. Это, опять же, как все инструменты - не панацея, но важный шаг.

Или никто Вам не мешает работать?

Жаловаться на обстоятельства мне кажется неправильно. Надо стараться в тех обстоятельствах, которые есть с кадровыми, финансовыми ограничениями, с теми проблемам, которые есть в таможне через какие-то другие макроэкономические факторы, на которые мы не можем влиять, например, курс гривны или экономическая активность, давать лучший результат. Именно я не верю в какие-то словесные оценки работы таможни, как часто говорят, что, мол, все едет или не едет. Я верю в статистические показатели, которые мы отслеживаем каждый день. Я просто искренне считаю, что у нас уникальный шанс на перемены. Хотя никто не гарантирует победы, но я рад, что мы, по крайней мере, вышли на поле боя.

Полную версию интервью с руководителем Государственной таможенной службы Украины Максимом Нефедовым смотрите здесь:




Вернуться назад